Экономическое состояние организации - это финансовая категория, которая отражает характеристики капитала и его кругооборота, а также способность хозяйствующего субъекта к саморазвитию в определенный временной отрезок.
Целью анализа экономического состояния можно назвать получение высшим менеджментом предприятия картины его истинного состояния.
Анализ результатов экономического состояния предприятия может быть полезен также и тем лицам, которые непосредственно не работают на конкретном предприятии, но интересуются его результатами с целью формирования беспристрастного мнения в части рационального использования вложенного в предприятие капитала и инвестиций.
Основные факторы, определяющие экономическое состояние:
- Степень выполнения финансового плана.
- Пополнение при возникновении потребности собственных оборотных средств за счет нераспределенной прибыли прошлых периодов.
- Показатель скорости оборачиваемости оборотного капитала.
Сигнальный показатель, который характеризует экономическое состояние – это платежеспособность. В силу того, что качество выполнения финансового плана, как правило, определяется результатами производственно-хозяйственной деятельности, то следует отметить, что на экономическое состояние влияет вся совокупность факторов хозяйственной деятельности.
Классификация методов анализа экономического состояния
В первую группу методов анализа экономического состояния организации выделяют неформализованные методы анализа, которые основаны на логической интерпретации аналитических процедур, а не на строгой аналитической зависимости. Среди них можно назвать методы: экспертной оценки, сценариев, психологический, морфологический, сравнение, построение систем показателей или аналитической таблицы. Использование данной группы методов в основном носит субъективный характер, они основаны на интуиции, опыте и знаниях.
Вторая группа включает те методы, которые основаны на достаточно строгих формализованных аналитических зависимостях. К ним относятся:
- классические виды методов анализа экономической деятельности – методы: арифметических разниц, простых и сложных процентов, балансовый, цепных подстановок, выделения изолированного влияния факторов, логарифмический, дифференциальный, процентных чисел, интегральный, дисконтирования.
- традиционные экономическо-статистическим методы – это методы: средних и относительных величин, группировка, индексный, графический, элементарный.
- математико-статистические методы изучения экономического состояния – это различные формы корреляционного, факторного, дисперсионного, ковариационного и регрессионного анализа, метод главной компоненты и пр.
- экономические методы: матричный, гармонического или спектрального анализа, теория производственных функций и межотраслевого баланса.
Виды анализа экономического состояния организации
Экономическое состояние организации можно анализировать следующими способами:
- сравнение всех позиций бухгалтерской и финансовой отчетности с данными предыдущего периода;
- построение структуры финансовых показателей для выявления степени влияния каждого параметры на результат финансовой деятельности предприятия;
- сопоставление всех позиций отчетности с несколькими предшествующими периодами для выяснения тренда, анализа динамики и составления прогноза;
- расчет коэффициентов: соотношение каждой отдельной позиции отчетности друг с другом;
- исследование влияния каждого фактора в отдельности на результативные показатели на основе детерминированного или стохастического приема исследований.
Как правило, данные экономического состояния исследуемой организации сравнивают с нормами, общепринятыми для определения вероятности банкротства. Кроме того, целесообразно сопоставить показатели деятельности с аналогичными параметрами деятельности конкурентов или близких по сфере деятельности и размерам предприятий. Аналогичные данные исследуемой организации за прошлые периоды позволят изучить тенденции ухудшения или улучшения экономической ситуации в целом.
Определение перспектив развития предприятия на базе результатов анализа его экономического состояния
Для того, чтобы сформулировать перспективы развития организации необходимо иметь целостное понимание не только ее экономического состояния, но и происходящих во внешней среде изменений, а также способность организации адаптироваться к ним. Формулировка перспективных направлений развития – это этап, следующий за этапом экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности.
К числу наиболее распространенных стратегий развития организации относятся: стратегии концентрированного, интегрированного или диверсифицированного роста, а также стратегия сокращения. В данных стратегиях отражаются различные подходы к росту организаций, связанные с изменчивостью параметров продукта, рынка, отрасли, внутриотраслевого положения фирмы, технологии. Все перечисленные элементы могут находиться либо в существующем состоянии, либо в новом состоянии.
Для стратегии интегрированного роста характерны процессы расширения фирмы через добавление новых элементов организационной структуры.
Реализация стратегии диверсифицированного роста уместна тогда, когда организация на данном рынке не может дольше развиваться с данным товаром в рамках определенной отрасли.
К стратегиям концентрированного роста относятся стратегии, связанные с изменением рынка или продукта и не затрагивающие все другие элементы. Конкретные типы такой стратегии: стратегия укрепления рыночной позиции, стратегия рыночного развития, стратегия продуктового развития.
Стратегию сокращения уместно реализовать в случае, если фирма хочет перегруппировать силы после продолжительного роста или по причине необходимости повышения рентабельности при спадах и кардинальных изменениях условий внешней среды.
Перечисленные выше стратегии - эталонные, на практике предприятие может их комбинировать.