Сущность понятия «предприятие»
Предприятие – это самостоятельный субъект экономики, который создается для регулярного извлечения прибыли.
Оно может участвовать в производстве товаров, а так же в их реализации и потреблении. Одна из целей существования предприятия – удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах. Однако, оно создается для того, чтобы владелец капитала мог регулярно получать доход. Чтобы предприятие функционировало необходимо наличие факторов производства, среди которых земля и ее недра, финансовый и реальный капитал, труд. Так же необходим предпринимательский талант учредителя, который позволит справляться с неопределенностью и риском при достижении поставленных коммерческих целей.
Отличительными особенностями предприятия являются:
- Наличие обособленного имущества.
- Несение ответственности по своим обязательствам своим имуществом.
- Организация деятельности от собственного имени.
- Возможность выступать от своего лица в суде.
- Наличие расчетных счетов в банках.
- Наличие наименования, с указанием организационно-правовой формы.
В рыночной экономике предприятие обладает самостоятельностью, как и другие фирмы. Поэтому оно вступает в конкурентную борьбу с другими субъектами за доступ к факторам производства и рынкам сбыта. Обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ позволяет занять прочное положение и создать условия для длительного эффективного осуществления своей деятельности.
Предприятие отличается производственно-техническим единством, организационно-административной и финансово-экономической самостоятельностью. Предприятия классифицируются в зависимости от цели и характера их деятельности, используемых ресурсов, отраслевой принадлежности, местоположения, формы собственности и организационно-правовой формы.
Особенности российских предприятий
Российская экономика проходит по своему уникальному пути становления. Стихийная приватизация привело к тому, что часть малых и средних предприятий полностью прекратила существование, что привело к исчезновению некоторых отраслей экономики. Часто компании переходили во владение коллектива, когда кто-то из сотрудников получал большую долю акций и могу проводить управление предприятием. Крупные государственные компании прошли обязательную процедуру акционирования и превратили в крупные акционерные корпорации. Их структура по сути не изменилась, только капитал был разделен между частными лицами.
Стихийная приватизация привела к тому, что в экономике появились диспропорций. Крупный бизнес остался в стратегически важных отраслях экономики. Средний бизнес практически перестал существовать, а малый работает в основном в торговле и сфере услуг. Ситуация осложняется отсутствием гибкого подхода к налогообложению. Налоговое бремя для малого и среднего бизнеса слишком высокое, поэтому многие из предприятий не выдерживают и закрываются.
Проблема может проявляться в высоких административных барьерах, когда для определенных видов деятельности нужны сертификация и лицензии, что не доступно для малого и среднего бизнеса. Крупные предприятия пользуются всеми привилегиями от субсидий до налоговых льгот. Только сейчас появляются программы поддержки малого и среднего бизнеса, формы льготного налогообложения, инструменты кредитования, но они еще далеки от совершенства. Поэтому реальный сектор экономики России в основном представлен либо крупными гигантами, либо малыми и микропредприятиями, которые оказывают услуги населению в разных сферах деятельности.
Альтернативные формы предприятий в российской экономике
Становление российских компаний произошло по пути реструктуризации, которая имела следующие отличительные черты:
- Бывшие государственные предприятия стали наполовину или полностью частными.
- Смена собственника актива для некоторых из них сделала невозможным получение государственной помощи.
- Быстрые изменения внешней среды привели к необходимости реактивных изменений.
- Реструктуризация экономики обычно предполагает длительный период изменений, в России же она произошла в краткие сроки. Максимальными являются среднесрочные периоды, что не дает менеджерам реализовывать серьезные преобразования.
- Обычно на предприятиях отсутствуют документы, полностью описывающие все этапы реструктуризации.
- Объектами изменений стали не только отдельные части предприятий, но и предприятия полностью.
Стоит отметить, что производственные процессы на таких предприятиях остались прежними. Изменениям подверглись маркетинговые службы, финансовый учет и снабжение, принципы управления персоналом. То есть, принципиальные изменения на крупных российских предприятиях при переходе к рыночной экономике не произошли, поэтому они до сих пор характеризуются серьезной технологической отсталостью и требуют капитальной модернизации.
Новой формой российских предприятий стало государственно-частное партнерство. Сущность структуры заключается в формировании среднесрочного и долгосрочного взаимодействия бизнеса и государства. Взаимодействие происходит в любом удобном формате на основе государственных контрактов, арендных отношениях, финансовой аренде, концессионных соглашениях. Государственно-частное партнерство руководствуется ФЗ от 2015 года, который действует с начала 2016 года. Сегодня эта форма хозяйствования принята в 69 субъектах РФ. Но сотрудничество между бизнесом и государством осуществлялось и ранее, к началу 2013 года действовало более 300 объектов.
Сложность в реализации подобных проектов заключается в отсутствии проработанного законодательства. Кроме того, нет механизмов долгосрочного финансирования. Российский бизнес из-за нестабильности национального хозяйства просто не готов к долгосрочному сотрудничеству, что усложняет прозрачность и прочность контрактов. Российский банк реконструкции и развития наделен полномочиями обеспечения проектов сотрудничества государства и бизнеса.