Сущность периодов в экономическом анализе
В деятельности любого предприятия важнейшую роль играет фактор времени, поэтому экономистами используются понятия периодов. В экономическом анализе понятие период подразделяется на 2 вида:
- Долгосрочный период,
- Краткосрочный период.
Впервые такую классификацию периодов предложил Альфред Маршалл. Краткосрочный и долгосрочный период не означает фиксированный отрезок календарного времени.
Данные понятия обладают качественным, экономическим смыслом и определяются в соответствии с характером обязательств предприятия.
На протяжении краткосрочного периода предприятия имеют минимальную свободу маневрирования, в отличие от долгосрочного промежутка времени. За краткосрочный период компания не может наращивать выпуск продукции в зависимости от возрастающего потребительского спроса.
Для увеличения производства предприятие должно наращивать закупку сырья, ввод сверхурочной работы, осуществить наем дополнительной рабочей силы. Даже при введении этих факторов должно пройти определенное количество времени до начала выпуска фирмой дополнительной продукции. По этой причине на протяжении краткосрочного периода рост спроса может удовлетворяться только за счет запасов готового товара.
Краткосрочный период
Краткосрочный период включает в себя промежуток времени, в течение которого предприятие не способно изменить общий размер основного капитала, в том числе сооружений, количества машин и оборудования, которые используются в производственном процессе.
В краткосрочном периоде, предполагается, что существует ограничение возможности свободного доступа новых предприятий в отрасль. Поэтому в краткосрочных периодах число предприятий в отрасли остается постоянным.
Долгосрочный период
На протяжении длительного времени все функционирующие на данный момент контракты предприятия будут исполнены, оборудование может прийти в негодность или устареть, потребуется его замена и др.
Это говорит о том, что по истечении долгосрочного периода предприятие в полной мере освобождается от обязательств, которыми оно связано в определенный момент времени. Длина долгосрочного периода составляет промежуток времени, на протяжении которого предприятие имеет возможность пересмотра всех аспектов собственной политики.
В случае, когда предприятие определило рост спроса на свою продукцию, может пройти десятки месяцев, прежде чем оно осуществит перестройку производства и замену оборудования.
Долгосрочный период представляет собой промежуток времени, на протяжении которого предприятие способно изменить все факторы производства, которые применяются в процессе изготовления продукции.
Помимо этого долгосрочный период можно характеризовать также изменением количества работающих в отрасли предприятий. Это происходит по той причине, что на протяжении длительного периода можно преодолеть все барьеры входа и выхода из отрасли.
Предприятия, обладающие большими производственными издержками, не способны реализовать собственную продукцию или услуги по равновесным ценам. ПО этой причине они вынуждены уходить из отрасли. Напротив, преуспевающие предприятия осуществляют расширение выпуска путем привлечения тем самым производителей других отраслей.
Таким образом, долгосрочный и краткосрочный периоды отличаются тем, что в краткосрочном периоде все факторы производства, которые использует предприятие, являются неизменными. Долгосрочный же период характеризуется тем, что задача выпуска соответствующего объема продукции предприятие может решать, изменяя все используемые ресурсы.