Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика факторного анализа прибыли от продаж

Основные понятия и сущность факторного анализа как метода исследования

В исследованиях, предметом которых выступают экономические (производственные, имущественные, финансовые и иные) отношения, получило широкое распространение использование такого метода экономического анализа, как факторный анализ.

Замечание 1

Факторный анализ позволяет выявить взаимосвязь между значениями переменных и изучить её степень. Благодаря ему исследователь одновременно решает две важные задачи: сделать, с одной стороны, всестороннее, а с другой стороны, компактное описание объекта изучения.

Помимо определения взаимосвязей между наблюдаемыми переменными, которые выражаются через системы линейных статистических корреляций, факторный анализ позволяет сократить число этих переменных, что позволяет существенно облегчить процесс описания данных.

Чтобы исследователь мог провести факторный анализ, он должен проверить, удовлетворяются ли обязательные условия его практического выполнения. К данным условиям, в частности, относятся:

  • возможность количественного измерения (оценки) изучаемых признаков;
  • выборка (изучаемая часть генеральной совокупности) должна быть однородной;
  • число наблюдений должно быть минимум в два раза больше числа переменных;
  • симметричное распределение исходных переменных;
  • переменные, по которым будет осуществляться факторный анализ, должны быть коррелирующими.

К основным понятиям факторного анализа относятся:

  • факторный показатель – это переменная, которая оказывает влияние на результат;
  • результативный показатель – это результат, который складывается из совокупности действий факторных показателей;
  • нагрузка — это корреляция между исходной переменной и фактором.

Оперируя этими данными, можно приступить к факторному анализу получаемой предпринимателями и коммерческими организациями прибыли от продаж.

Особенности методики проведения факторного анализа прибыли от продаж

«Методика факторного анализа прибыли от продаж» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Прежде, чем приступить к проведению факторного анализа прибыли предприятий от продаж, исследователь должен обеспечить себя необходимым объёмом достоверной и качественной информации. Она, как правило, находится в документах бухгалтерского учёта (прежде всего, в бухгалтерском балансе). В них прибыль предприятия представлена в детализированной форме, что позволяет определить, как тот или иной показатель оказывает влияние на итоговый результат предпринимательской деятельность – прибыль.

Общее изменение прибыли предприятия от продажи произведённой им продукции определяется как совокупность изменений прибыли за счёт изменения следующих показателей:

  • объема продаж – рассчитывается как разница выручки организации отчётного периода в сопоставимых ценах и предыдущего периода, умноженная на прибыль от продаж и поделённая на выручку;
  • цен – рассчитывается как разница выручки организации отчётного и отчётного периодов в сопоставимых ценах, умноженная на прибыль от продаж и поделённая на выручку;
  • материалоемкости – рассчитывается как разница материалоемкости (то есть отношения объема материальных затрат организации к её выручке) отчётного и предыдущего периодов, умноженная на выручку;
  • зарплатоемкости – рассчитывается как разница зарплатоемкости (то есть отношения фонда оплаты труда сотрудников организации к её выручке) отчётного и предыдущего периодов, умноженная на выручку;
  • амортизациоемкости – рассчитывается как разница амортизациоемкости (то есть отношения амортизации основных средств организации к её выручке) отчётного и предыдущего периодов, умноженная на выручку;
  • ресурсоемкости по прочим затратам – рассчитывается как разница ресурсоемкости по прочим затратам (то есть отношения прочих затрат организации к её выручке) отчётного и предыдущего периодов, умноженная на выручку.

Таким образом, благодаря расчёту этих показателей по отдельности может быть определено влияние того или иного показателя (общей выручки или затраты по конкретному направлению деятельности) на итоговый результат деятельности предприятия – прибыль от продаж. Стоит отметить, что в данном случае не учитываются обязательства предприятия по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также прочие доходы и расходы. Их учёт происходит при изучении балансовой прибыли (прибыли до налогообложения) и чистой прибыли предприятия.

Проверить правильность проведения факторного анализа прибыли от продаж можно благодаря сравнению прироста прибыли за счет факторов и абсолютного изменения прибыли по периодам.

Если будет определено, что рост прибыли от продаж обусловлен увеличением объема продаж и снижением ресурсоемкости, то у исследователя появятся основания для того, чтобы заключить вывод об эффективно выстроенной и функционирующей системы управления финансовых результатов деятельности анализируемой коммерческой организации.

Кроме того, на устойчивость прибыли предприятия от продаж оказывает влияние такой фактор как степень контролируемости его расходов со стороны управляющего (административного) персонала. Оценить эту степень можно определить за счёт стабильности отношения расходов к выручке. В случае стабильных соотношений, которые рассчитываются в разрезе элементов затрат, руководство эффективно осуществляет контроль за расходами и управление ими. Тогда прибыль по критерию контролируемости расходов признаётся устойчивой, так как вероятность ее резких колебаний из-за изменения расходов низка.

Дата последнего обновления статьи: 10.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot