Понятие экономического анализа
Экономический анализ – это совокупность методов исследования хозяйственных явлений, действий, процессов и результатов.
Он применяется для выявления тенденций и закономерностей развития процессов в хозяйственных системах. Его инструментарий позволяет оценивать интенсивность влияния факторов внешней и внутренней среды. Анализ в экономики выявляет неиспользованные резервы, направления по улучшению существующих экономических систем. Так же он применяется для прогнозирования, оценки эффективности будущих экономических действий. Анализ помогает выработать программы и рекомендации по осуществлению эффективных мероприятий.
Экономический анализ опирается на математическое и статистическое моделирование. Так как хозяйственные системы являются динамическими, то наиболее подходящим вариантом является статистика. Она позволяет определить цели анализа, выдвинуть гипотезы на основании имеющихся данных, так же подобрать статистические материалы, провести их оценку, систематизировать данные для того, чтобы выявить недостающую информацию. Статистика позволяет дополнительно обработать материалы с помощью специальных методик. С ее помощью формируются выводы относительно теоретических и практических предложений.
Анализ в экономике отвечает следующим принципам:
- Конкретность.
- Практическая полезность.
- Поиск основной цели.
- Исследование систем в динамике.
- Системный и комплексный подход.
- Научность используемых методов.
Объектами анализа могут выступать не только предприятия, домашние хозяйства и государство, но и финансовые, экономические процессы, работы, осуществляемые отдельными подразделениями.
Таким образом, экономический анализ представляет собой средство исследования хозяйственных систем и объектов с целью выявления их слабых и сильных сторон, выработки решений в рамках улучшения их использования, повышения их эффективности.
Особенности коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность связана со сбытом готовой продукции. По сути, любое предприятие участвуют в коммерческой деятельности, так как его прибыль зависит от объема продажи и выручки. Особенностями коммерции можно назвать:
- Реализация товаров и услуг крупными партиями или в розницу.
- Потребность в специальных помещениях для хранения продукции.
- Формирование ассортимента, отвечающего потребностям спроса.
Основная цель коммерции – реализация товара для получения прибыли. Для этого изучаются запросы и потребности покупателей, расширяется торговый ассортимент, осваиваются новые сегменты рынка. Так же для организации сбытовой деятельности необходимо формирование и регулирование процессов хранения, поставки, подготовки к продаже. Руководство предприятия должно обеспечить устойчивые конкурентные позиции, проводить постоянное совершенствование закупочной и сбытовой деятельности.
Чтобы сбыт был эффективным, необходимо выстраивать долгосрочные отношения с поставщиками и дистрибьюторами. По отношению к поставщикам необходимо предоставлять информацию о структуре и динамике спроса, продвигать товар, финансировать. Основным звеном в сбытовой деятельности является покупатель, поэтому все производство ориентировано на его предпочтения. Маркетинговая стратегия является залогом успешных продаж и выхода на планируемую норму прибыли.
Технологические процессы в рамках коммерческой деятельности связаны с организацией хранения, выполнением операции по производственной доработке товаров. Сюда относят упаковку, фасовку, маркировку и другие действия. Так же осуществляется своевременная доставка товаров в места сбыта, выполняются операции по расчетам с покупателями.
Экономический анализ в коммерции
Выручка является основной целью коммерческой деятельности любого предприятия. Ее анализ позволяет выявить слабые стороны в производственной цепочке, а также определить сильные стороны, определяющие потенциал предприятия. Анализ направлен на:
- Определение эффективности коммерческой деятельности предприятия.
- Выявление оптимального направления развития этого вида деятельности.
Экономический анализ позволяет не только обосновать планирование, но и проконтролировать выполнение управленческих решений, выявить внутрихозяйственные резервы. Он способствует более экономному и рациональному использованию доступных ресурсов. Он позволяет выявить резервы рентабельности, и отказать от нерентабельных направлений работы.
Проведение экономического анализа для коммерческой деятельности требует оперативности, конкретности, объективности. Важными составляющими являются системность и комплексность.
Стоит отметить, что руководитель предприятия всегда действует в условиях неопределенности, экономический анализ позволяет выработать несколько альтернативных вариантов для дальнейшего развития.
Аналитическая работа проводится на всех этапах коммерческой деятельности, тем самым снижая неопределенность среды. Научное обоснование принимаемых руководством действий позволяет рассчитывать будущий результат. Кроме того, появляется возможность прогнозировать действия на перспективу, что положительным образом сказывается на долгосрочном планировании.
Экономический анализ сбытовой деятельности предполагает, что она неразрывна с маркетинговой кампанией. Обычно на организацию продаж тратятся существенные средства компании, так как от них зависит выручка в целом. При этом выработанная стратегия реализации должна быть гибкой, так как конъюнктура рынка и психологические ожидания покупателей постоянно изменяются. Важно учитывать, каким образом предприятие проводит торговлю. Оптовые продажи предполагают поиск крупных покупателей, которые в последующем перепродают товары и услуги. Для оптовиков важным условием является эффективная организация складского оборота. Задержка готовой продукции на складах ведет к дополнительным существенным расходам. Реализация в розницу подразумевает доведение готовой продукции до конечного покупателя, что определяет особенности организации маркетинговой стратегии.