Теория выявленных предпочтений — это подход к исследованию потребительского спроса, который основан на выявлении в поведении потребителя особых свойств его вкуса.
Сущность теории выявленных предпочтений
В основе теории выявленных предпочтений - очень простая идея о том, что решение потре¬бителя купить какой-либо продукт связано только с тем, он ему либо нравится больше всех, либо в силу его дешевизны по сравнению с аналогичными товарами. Эти условия формируют соответствующие аксиомы поведения.
Схематично эта идея представлена на рисунке 1, где точка с координатами (x1, x2) принимается за набор потребителя, а точка с координатами (y1, y2), является произвольно выбранным набором, который входит в бюджетные возможности потребителя.
Рисунок 1. Построение схемы выявленных потребностей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, покупка набора (y1, y2) безусловно возможна: в таком случае потребитель даже смог бы сэкономить денежные средства при желании. А товарный набор (x1, x2) является оптимальным набором, который лучше, чем любой другой набор, доступный потребителю. Ту же самую аргументацию можно применить и к любому набору, лежащему на или под бюджетной линией и отличающегося от набора спроса. Так как в условиях бюджетных ограничений такой набор не был приобретен, то купленный набор для конкретного потребителя лучше.
Слабой стороной теории выявленных предпочтений является возможность применения ее аналитического аппарата только в условиях качественного, а не количественного анализа экономических явлений. Выявленные предпочтения позволяют устанавливать общие направления действия эффекта заместимости при изменениях цен, однако нельзя построить количественные границы эффекта дохода и замещения и функцию спроса. Исследователи связывают проблему с объединением преимущества стандартных подходов к анализу выбора потребителя и теории выявленных предпочтений.
Реконструирование предпочтений
Анализ выбора потребителя позволяет сформулировать его основные предпочтения. Чем большее число случаев выбора было проанализировано, тем более точно будет оценен характер предпочтений конкретного потребителя.
Нельзя недооценивать важность такой информации о предпочтениях при разработке направлений экономической политики. Экономическая политика сама по себе подразумевает возможность обмена одного товара на другой: при введении налога на обувное производство обуви и субсидирование производства одежды, в результате получится ситуация избытка одежды и недостатка обуви. Для оценки эффективности подобной политики, важно понимать характер потребительских предпочтений по одежде и обуви.
На рисунке 2 представлена кривая безразличия. Так, согласно наблюдениям, товарные наборы Y и Z предпочтительнее набора X. Тогда, любой набор, представляющий собой взвешенную среднюю из наборов Y и Z, будет также предпочтительнее набора X. Таким образом, любой набор, который содержит больше товаров, чем наборы X, Y или Z, или любая их средневзвешенная также предпочтительнее набора X.
Рисунок 2. Построение кривой потребительского безразличия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следовательно, основываясь на предпочтениях потребителя, который сделал данный выбор, то каждый набор, лежащий выше заштрихованной области, лучше товарного набора Х, а набор, лежащий ниже заштрихованной области, хуже данного набора. Истинную кривую безразличия, которая проходит через набор Х, можно построить где-то между двух заштрихованных множеств.
Слабая аксиома выявленных предпочтений
На рисунке 3 изображено нарушение слабой аксиомы выявленных предпочтений.
Рисунок 3. Нарушение слабой аксиомы выявленных предпочтений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Исходя из логики выявленных предпочтений, выходит, что потребитель товарному набору (x1, x2) предпочитает набор (y1, y2) или набор (y1, y2) предпочтительнее набора (x1, x2). Однако, это утверждение не может быть верным в силу его абсурдности. В описанной ситуации потребитель не максимизирует свою полезность: он либо не может выбрать наилучший набор из всех доступных, либо имеет место дополнительный аспект потребительского поведения, который не был учтен в расчетах. Например, изменился вкус потребителя или какая-либо иная характеристика окружающей его среды. В любом случае подобное нарушение не может быть совместимо с моделированием выбора потребителя в неизменной среде.
Сущность слабой аксиомы выявленных предпочтений такова: если для потребителя предпочтительнее набор (x1, x2), чем набор (y1, y2) и эти наборы не одинаковы, то ситуация, когда набор (y1, y2) предпочтительнее набора (x1, x2), невозможна.
Сильная аксиома выявленных предпочтений
С помощью описанной слабой аксиомы выявленных предпочтений сформулировано условие, характерное для всех потребителей, оптимизирующих свой выбор. Однако, существует и сильное условие, которое полезно применять на практике в условиях неопределенной рыночной среды.
Как было отмечено ранее, в случае предпочтения товарного набора X набору Y, и соответственно предпочтения Y перед товарным набором Z, то X предпочтительнее набора Z. В случае рациональности предпочтений конкретного потребителя, то невозможно появление такой цепочки выбора, когда обнаруживается предпочтение набора Z перед товарным набором X.
Сильная аксиома выявленных предпочтений требует выполнения тех же условий, что и слабая аксиома, только в случае косвенно выявленного предпочтения. Сущность сильной аксиомы сводится к следующему: при выявлении прямого или косвенного предпочтения набора (x1, x2) набору (y1, y2) и при условии неодинаковости данных наборов, то невозможна ситуация прямого или косвенного предпочтения набора (y1, y2) перед набором (x1, x2).
Таким образом, описанная аксиома является необходимым следствием поведения потребителя, оптимизирующего свой выбор: при выборе наилучшего товарного набора из всех доступных, параметры наблюдаемого поведения соответствуют теории выявленных предпочтений.