Общее понятие экономической политики
Страны строятся на государственной власти и экономике. Под экономикой понимается вся совокупность хозяйственных отношений, складывающаяся между субъектами относительно воспроизводственного процесса, который включает в себя этапы создания, распределения, сбыта и конечного потреблении продукции, услуг. Государственная власть обеспечивает безопасность граждан, защиту их интересов, а также управление и регулирование внутренними процессами.
Экономическая политика представляет собой комплекс управленческих мер, направленных на оптимизацию внутренних процессов, обеспечение независимости и стабильности функционирования экономики, создания условий для роста и развития. Помимо официальной государственной власти на экономику воздействуют следующие субъекты неофициальной природы:
- Средства массовой информации.
- Сообщества предпринимателей.
- Профсоюзы.
- Экспертное мнение.
- Оппозиционная власть.
- Общественное мнение.
Так же могут сказываться факторы внешней среды, включающие в себя мировые экономические кризисы, войны, природные или техногенные катастрофы, политические изменения в соседних странах и так далее.
Экономическая политика охватывает множество направлений хозяйственной жизни страны, поэтому в ней формируются прикладные политические течения. Антимонопольная политика обеспечивает доступ населения к ресурсам, а также поддерживает справедливую конкуренцию. Бюджетная политика отвечает за распределение накопленных финансовых средств, поступивших за счет ведения налоговой и таможенной политики. Последняя регулирует не только внутренний, то и внешний рынок, поступающие импортные товары. Кредитно-денежная политика управляет денежной массой, кредитной ставкой. Вложение государственных средств в модернизацию, капитальное строительство, реконструкцию регулируется инвестиционной политикой. Поддержание определенных межотраслевых пропорций обеспечивается структурно-отраслевой политикой.
Таким образом, экономическая политика представляет собой направленное государственное воздействие на хозяйственные процессы с целью их оптимизации, обеспечения экономической стабильности.
Цели экономических преобразований Александра III
Между либеральной и монархической партией к моменту восхождения Александра III на престол шло открытое противостояние. Александр III отказался от идеи конституционализма и сосредоточился на укреплении самодержавной власти. Для того, чтобы вовремя реагировать на террористические акции были созданы специальные отделения, а в 1882 году учреждена тайная полиция. Сам император считал, что причина всех конфликтов лежит в образованности низших слоев населения, поэтому ряд его социальных реформ был противопоставлен преобразованиям, проведенным его отцом Александром II. Центром вольнодумия были объявлены университеты. Для того, чтобы снизить социальную напряженность было запрещено в университетах проводить собрания, формировать кружки. В университет не могли поступить представители низших сословий, евреи. Кроме того, была введена жесткая цензура во всех печатных изданиях.
В сфере административного управления были внесены поправки в законодательство относительно самодержавной власти. Она признавалась высшим проявлением закона. Управление земствами перешло в руки губернаторов, а также представителей дворянства. У крестьян было отобрано право голосовать.
Судебная система стала полностью зависеть от государственного аппарата управления, то есть принимаемые судебные решения перестали быть справедливыми.
Для крестьян был учрежден Крестьянский банк, который давал возможность крестьянам выкупать наделы. При этом были отменены общинное землепользование и подушная подать. Однако, цена на землю была снижена.
Во времена Александра III развивался антисемитизм и укреплялась национальная идея «Россия для русских». Представители любых других религий, кроме православия, стали называться иноверцами. Александр практически не участвовал в заграничных походах и военных действиях. Мирное время положительным образом сказалось на экономике страны.
Итоги экономических преобразований Александра III
Политический курс был связан с укреплением самодержавия. При этом в экономике стремились к формированию рыночных отношений, однако, с сохранением привычного сословного строя. Две этих составляющих противоречивы, что привело к увеличению социальной напряженности. Среди главных изменений в экономике страны при Александре III можно отметить:
- Появилась возможность совмещать наемный и крепостной труд. Крестьяне получили возможность трудоустраиваться на фабрики, при этом сохранялась барщина и оброк.
- Был завершен промышленный переворот.
- Закончено формирование единого рынка.
- Капиталистические отношения навязывались государственной властью.
Итогами реформ Александра III можно назвать укрепление российского рубля, общий промышленный подъем, общее повышение благосостояния населения. Однако, назрел ряд проблем. Например, закончилась возможность экстенсивного освоения земель. Помещичьи угодья оказались неспособными совершить переход к интенсивному ведению сельского хозяйства. Развитие фабрик снизило возможность временных подработок для крестьян в городах, что привело к снижению уровня их доходов. При этом Россия оставалась ведущей державой по поставкам зерна заграницу. Совокупность факторов породила первый голод в масштабах страны.
Промышленность в правление Александра III развивалась достаточно высокими темпами, особенно тяжелая промышленность. Строительство большинства заводов проводилось на иностранные инвестиции. Центрами промышленности стали Кавказ и Донбасс.
Преобразования Александра III сказались на всеобщей урбанизации. При этом в деревнях было множество нерешенных вопросов, которые вели к социальной нестабильности. Попытка построить аграрно-индустриальную экономику не увенчалась успехом. Внедренная модель капитализма была деформированной. Она должна была идти снизу естественным путем, а в России навязывалась сверху государственной властью.