Государство в экономике
Государство – это властный институт, воздействующий на все сферы жизни общества, находящегося в пределах государственных границ одной территории.
В сфере хозяйственного регулирования государство осуществляет экономическую политику. Она заключается в процессе реализации государственных экономических функций и оказания воздействия на хозяйственную систему для достижения определенных целей.
Выделяют следующие цели государства в экономике:
- Обеспечение роста экономики.
- Формирование экономических свобод.
- Обеспечение экономической и продовольственной безопасности.
- Создание условий полной занятости.
- Достижение экономической эффективности.
Среди функций государства в экономике выделяют стабилизацию хозяйственной системы, защиту прав собственности, регулирование денежного обращения, перераспределение доходов, регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, контроль над внешнеэкономической деятельностью, производство общественных благ, компенсацию внешних эффектов, поддержку и обеспечение функционирования рыночной системы.
Переход к смешанным системам хозяйствования потребовал пересмотра экономических задач, решаемых государством. Сегодня оно защищает основы рыночной экономики, поддерживает производство общественных благ, учитывает внешние побочные эффекты. Оно участвует в распределении ресурсов, поэтому занимается разработкой и финансирование программ помощи нуждающимся.
Регулирование государством может быть прямым и косвенными. Прямое предполагает использование административных методов регулирования. Косвенное использует преимущественно экономические методы. Прямые методы подразумевают законотворчество, расширение или уменьшение государственных заказов, развитие государственного сектора экономики. Также государство может использовать стандартизацию и лицензирование. Косвенное регулирование включает в себя инструменты кредитно-денежной политики и бюджетно-налогового воздействия.
Место государства в классических и современных теориях экономического развития
Место государства в экономике изучалось экономическими школами в разные периоды. Государство выполняет не только нормативную деятельность, но и участвует в перераспределении ресурсов, доходов, формирует бюджеты для того, чтобы реализовать общие функции. Роль и границы государственной экономической активности всегда вызывали дискуссии в научных кругах и среди других специалистов.
Меркантилизм, зародившийся еще в 16-17 веке, первым определил функции государства. Представители школы полагали, что его основная задача заключается в увеличении богатства за счет регулирования внешнеторговых отношений. Они обосновывали необходимость жесткого регулирования для того, чтобы не допустить отток средств и капиталов из страны. При этом государство должно было стимулировать внутреннее производство и поддерживать экспорт.
Именно меркантилисты предложили первые принципы политики протекционизма. Элементы этой политики достаточно часто используются и сегодня. Современные государства стараются найти баланс между протекционизмом и свободной торговлей, чтобы получить наибольший эффект от участия в международных торговых отношениях.
После меркантилистов появились физиократы, которые основой национального богатства называли землю. Представители физиократии внесли вклад в экономическую теорию в части исследования воспроизводства, кругооборота общественного продукта и денежных доходов. Они заключили, что государство должно поддерживать баланс между сельским хозяйством и промышленностью. Количество денег в обращении должно быть определено особенностями отношений между отраслями производства.
Классическая школа политэкономии говорила о необходимости обеспечить свободу функционирования рынка. Адам Смит писал о необходимости поддержки общественных предприятий со стороны государства. К общественным расходам он относил затраты государства на обеспечение обороноспособности страны, поддержание системы правосудия, образования, воспитания. Отдельное внимание Смит уделял изучению и влиянию системы налогообложения.
Следующим экономистом, сделавшим серьезный вклад в развитие идей государственного регулирования стал Джон Кейнс. Он предположил, что движущим фактором рынка является не предложение, а спрос. Он считал, что вмешательство государства является необходимым для снижения негативного эффекта от цикличности экономики и провалов рынка. Источником дополнительных инвестиций может стать государственный бюджет, который сможет воздействовать на деловую активность.
До середины 70-х годов кейнсианство было самой востребованной теорией. Однако процесс стагфляции потребовал пересмотра действующей теории. Инфляция и периодические рецессии дали толчок развитию теории монетаризма. Она предполагает, что система может саморегулироваться, а роль государства сводится к контролю денежной массы. Макроэкономическое регулирование сводится к таргетированию инфляции.
Совсем новым считается институционализм, который связывает в единую систему влияние социальных и экономических факторов на национальное хозяйство. Он рассматривает то, как целые системы определяют функционирование других систем. Здесь же рассматриваются внешние эффекты, регулирование которых осуществляется государственной властью.
Современные экономические системы преимущественно являются смешанными. Они требуют комплексного подхода в регулировании и сочетания различных методов и подходов к организации эффективной социально-экономической политики.