Джеймс Макгилл Бьюкенен (1919 — 2013) — американский экономист, Нобелевский лауреат (1986 г.) «за исследование конституционных и договорных основ теории принятия политических и экономических решений»; один из основателей школы новой политэкономии
Краткая биография
Родился в 1919 г. в Марфрисборо (Теннесси, США)
Учился юный Джеймс в университете Теннесси, а получил докторскую степень в Чикагском университете. Занимался преподавательской деятельностью в университетах Флориды, Теннесси, а также в Виргинском университете.
В 1962 г., при участии Г. Таллока, Бьюкенен опубликовал научную работу под названием «Расчёт согласия». В данной работе был проанализирован процесс принятия экономических решений смешанными методами политических и экономических наук.
В 1964 был избран президентом Общества «общественного выбора».
Лауреат премии Ф. Сейдмана (1984 год), а также премий Адама Смита по двум номинациям (1988, 1991). В честь Бьюкенен был назван Центр политической экономии университета Дж. Мэйсона.
Вклад в развитие экономической науки
Ученый получил мировую известность и признание как один из основателей школы новой политэкономии, а также как ведущий исследователь в области «теории общественного выбора». В основе методологии Бюкенена было применение экономических методов к сферам, которые относились к политологии.
В основе анализа фигурируют не такие институты, как государство, нация, партия и т. д., а именно - частные лица, которые способны принимать рациональные решения (последние в итоге приносят выгоду всему обществу).
Суть «теории общественного выбора», предложенной Бьюкененом состоит в предсказании поведения частных лиц в их политических ролях (налогоплательщиков, избирателей, членов правительства, политических деятелей, судей и т.д.), которое способно повлиять на состояние всего общества в целом. Экономическая теория стремится связать поведение индивидуальных лиц (в и роли продавцов или покупателей), рабочих или производителей, предпринимателей или инвесторов с результатами, которые проявляются на уровне всей экономической системы в целом.
В своих работах Бьюкенен делает разграничение между производительным и защитительным государством. По мнению ученого, конституционный договор (т. е. набор процедур и правил, регламентирующих функционирование политической организации) служит причиной установления защитительного государства. Эта законодательно устанавливаемая структура определяет права контроля индивидуальных лиц над ресурсами, их права собственности, ограничивает государственную власть, стимулирует частные контракты и т. д. Формирование защитительного государства – это скачок от анархии к развитой и эффективной политической организации. В рамках такой структуры организованный обмен благами способствует выгоде для всех участников данного процесса.
Что касается производительного государства, то Бьюкенен считал, что оно стимулирует постконституционный контракт между гражданами касаемо их спроса на совместно потребляемые блага. Однако, поведение частных лиц (которое предписывается им их деятельностью в политической структуре в качестве управленцев, политиков и т.д.) способствует усилению государства в постконституционной стадии. В свою очередь, это способствует усилению автократических тенденций. Выход из подобного рода ситуации Бьюкенен видел в применении современных теорий политики и управления для формирования правил и институтов, которые могли бы лимитировать специально заинтересованное политическое поведение.