Рынок монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция – это борьба между многочисленными субъектами хозяйствования за установление собственной контрольной власти над рынком.
Самым большим по объёму является рынок потребительских товаров, где действует не совершенная конкуренция, а именно, ее монополистическая форма. Продавцов очень много, ни один из них не может оказывать существенного влияния на рынок, однако, они могут монополизировать ту нишу, в которой осуществляют свою хозяйственную деятельность.
Индекс Лернера
Предприятие, находящееся в конкурентной борьбе, устанавливает цену равную предельным издержкам. В случае, если монопольная власть субъекта растет, то цена становится выше издержек.
Индекс Лернера является показателем контрольной власти фирмы. Он рассчитывается по формуле:
$L = (P – MC) / P$
где $P$ – монопольная цена, $MC$ – монопольные издержки
В условиях совершенной конкуренции один субъект не способен оказывать влияние на рынок и цену. Монополистическая конкуренция предполагает стремление экономического агента занять такое положение, при котором цена превысит предельные издержки.
Факторы, влияющие на индекс Лернера
Повышение монопольной власти возможно под влиянием определённых факторов. Прежде всего, рыночный спрос должен быть эластичным, то есть товары должны быть доступны и взаимозаменяемы, благо важно и доступно для потребителя. Чем меньше фирм на рынке, тем больше возможностей у фирмы влиять на цену. На рост цен влияет взаимодействие фирм. Чем ближе они друг к другу, тем сильнее монопольная власть.