Сущность цены
Цена в современных условиях представляет собой важную экономическую категорию рыночных взаимоотношений. Изучением цены и образования цен, а также процессов изменения ее структуры занимаются как на уровне макро- и микроэкономики, так и на уровне отраслевых экономик. Наиболее глубоко цена и ее система исследуются в микроэкономике.
В государственных органах статистики существует служба статистического изучения цен, которая предоставляет всестороннюю и объективную информацию о ценах на продукцию, определяет тенденции и закономерности их изменения. Информация о ценах, публикуемая в различных статистических сборниках, средствах массовой информации пользуется спросом не только у бизнесменов и органов государственного управления, но и у населения. Уровень цен и их динамика оказывают влияние на такие макроэкономические показатели, как ВВП государства, покупательная способность, денежные доходы, уровень потребления населения и ее структура, деловая активность и др.
Цена – это важнейший индикатор и регулятор развития экономики рыночного типа.
Цена может иметь выступать в качестве:
- Посредника и эквивалента при обмене товаров на денежные средства;
- Важного показателя рыночной конъюнктуры;
- Фактора сбалансированности предложения и спроса;
- Структуры и объема размещения производственных мощностей;
- Инструмента образования прибыли, формирования бюджета и эмиссии денег;
- Существенного фактора уровня жизни общества, который влияет на рынок труда, инфляционные процессы, величину реальных доходов.
В общем смысле цена – это сумма денег, которая уплачивается за единицу товара.
Цены можно классифицировать по нескольким признакам:
- По виду обслуживаемого оборота: оптовые цены, розничные и закупочные цены, сметная стоимость, тарифы и цены на услуги, предоставляемые населению;
- По типу становления: постоянные цены, текущие, подвижные и скользящие;
- По типу государственного воздействия, степени конкурентоспособности на рынке: свободные, регулируемые, фиксированные, паритетные;
- По временному фактору: постоянные, сезонные и ступенчатые;
- По способам получения данных о ценовом уровне: справочные, прейскурантные, расчетные;
- По виду рынка, на котором происходит ценообразование: аукционные цены, цены торгов, биржевые цены;
- В зависимости от условий поставки и продажи выделятся: цена-брутто, цена-нетто, «франко», мировая цена.
Цена, по которой реализуются товары, может отличаться от цены, публикуемой в печатных изданиях, поскольку широко применяется система скидок. Скидки – это сумма денег, которая определяется продавцом для различных покупателей для ускорения процесса продвижения продукции на рынке и расширения сбыта.
Понятие статистики цен
Статистика цен прежде всего занимается исследованием цен, учитывая сферу обращения товаров: розничные и оптовые цены, стоимость тарифов и услуг, сметную стоимость, а также закупочные цены. Данные виды цен чаще всего используются при проведении экономического анализа и отражаются в статистических публикациях.
Статистика цен – это такой раздел экономической статистики, который изучает цены во всех экономических секторах (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и тарифы на различные услуги.
Областью исследования статистики цен является уровень цен, их структура, закономерности изменения, динамика, принципы и методы установления тарифов и цен, соотношение и колебание цен, информационные процессы и индексация денежных доходов общества. Особое внимание в статистике цен уделяется проблемам оценки степени влияния ИПЦ на структуру, объем потребления, реальные доходы различных слоев населения.
Задачи статистики цен:
- Исследование цен и их изменения;
- Изучение динамики и уровня цен в отдельных товарных рынках и регионах;
- Анализ соотношения цены на различную продукцию;
- Определение факторов, оказывающих влияние на цены и их колебание;
- Исследование цены в качестве важнейшего фактора благосостояния населения;
- Изучение цены как индикатора процесса инфляции;
- Определение характера влияния цен на макроэкономические показатели.
В статистическом исследовании цен выделяется три этапа:
- Статистическое наблюдение;
- Сводка и группировка наблюдений;
- Анализ материалов и вычисление показателей.
При экономико-статистическом анализе цены используются различные методы статистики, особое место среди которых отводится индексному методу. Широко применяются динамические и территориальные индексы. Первые предназначены для описания изменения конкретных видов цен во времени, а вторые – для определения соотношения, различий в одновременно существующих уровнях цен на одинаковые товары в различных городах, экономических регионах, социальных группах.
Индекс потребительских цен
Индекс потребительских цен (ИПЦ) применяется для характеристики изменения во времени уровня цен на продукцию, приобретаемую населением для непроизводственных целей. ИПЦ – это важнейший показатель, характеризующий уровень жизни населения.
С помощью ИПЦ измеряется изменение стоимости определенного набора услуг и товаров в заданном периоде по сравнению с его стоимостью в базисном периоде.
$ИПЦ = Стоимость \ фиксированной \ потребительской \ "корзины" \ в \ текущих \ ценах / Стоимость \ этой \ же \ «корзины» \ в \ базисных \ ценах$
Потребительская «корзина» фиксирована с той целью, чтобы изменения Индекса потребительских цен вызывали только лишь перемены в цене, но не изменения в структуре потребления при изменении доходов или же приобретении другой продукции.
Для того, чтобы рассчитать ИПЦ, необходимо выполнить несколько этапов:
- Выбрать географические границы наблюдения;
- Отобрать базовые предприятия торговли и сферы предоставления услуг;
- Отобрать товары-представители и услуги-представители;
- Зарегистрировать цены на товары и тарифы на платные услуги;
- Сформировать структуру весов для расчета ИПЦ;
- Рассчитать ИПЦ;
- Рассчитать средние цены на товары/услуги.