Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Статистика цен

Сущность цены

Цена в современных условиях представляет собой важную экономическую категорию рыночных взаимоотношений. Изучением цены и образования цен, а также процессов изменения ее структуры занимаются как на уровне макро- и микроэкономики, так и на уровне отраслевых экономик. Наиболее глубоко цена и ее система исследуются в микроэкономике.

В государственных органах статистики существует служба статистического изучения цен, которая предоставляет всестороннюю и объективную информацию о ценах на продукцию, определяет тенденции и закономерности их изменения. Информация о ценах, публикуемая в различных статистических сборниках, средствах массовой информации пользуется спросом не только у бизнесменов и органов государственного управления, но и у населения. Уровень цен и их динамика оказывают влияние на такие макроэкономические показатели, как ВВП государства, покупательная способность, денежные доходы, уровень потребления населения и ее структура, деловая активность и др.

Замечание 1

Цена – это важнейший индикатор и регулятор развития экономики рыночного типа.

Цена может иметь выступать в качестве:

  • Посредника и эквивалента при обмене товаров на денежные средства;
  • Важного показателя рыночной конъюнктуры;
  • Фактора сбалансированности предложения и спроса;
  • Структуры и объема размещения производственных мощностей;
  • Инструмента образования прибыли, формирования бюджета и эмиссии денег;
  • Существенного фактора уровня жизни общества, который влияет на рынок труда, инфляционные процессы, величину реальных доходов.

В общем смысле цена – это сумма денег, которая уплачивается за единицу товара.

Цены можно классифицировать по нескольким признакам:

  1. По виду обслуживаемого оборота: оптовые цены, розничные и закупочные цены, сметная стоимость, тарифы и цены на услуги, предоставляемые населению;
  2. По типу становления: постоянные цены, текущие, подвижные и скользящие;
  3. По типу государственного воздействия, степени конкурентоспособности на рынке: свободные, регулируемые, фиксированные, паритетные;
  4. По временному фактору: постоянные, сезонные и ступенчатые;
  5. По способам получения данных о ценовом уровне: справочные, прейскурантные, расчетные;
  6. По виду рынка, на котором происходит ценообразование: аукционные цены, цены торгов, биржевые цены;
  7. В зависимости от условий поставки и продажи выделятся: цена-брутто, цена-нетто, «франко», мировая цена.
«Статистика цен» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Цена, по которой реализуются товары, может отличаться от цены, публикуемой в печатных изданиях, поскольку широко применяется система скидок. Скидки – это сумма денег, которая определяется продавцом для различных покупателей для ускорения процесса продвижения продукции на рынке и расширения сбыта.

Понятие статистики цен

Статистика цен прежде всего занимается исследованием цен, учитывая сферу обращения товаров: розничные и оптовые цены, стоимость тарифов и услуг, сметную стоимость, а также закупочные цены. Данные виды цен чаще всего используются при проведении экономического анализа и отражаются в статистических публикациях.

Определение 1

Статистика цен – это такой раздел экономической статистики, который изучает цены во всех экономических секторах (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и тарифы на различные услуги.

Областью исследования статистики цен является уровень цен, их структура, закономерности изменения, динамика, принципы и методы установления тарифов и цен, соотношение и колебание цен, информационные процессы и индексация денежных доходов общества. Особое внимание в статистике цен уделяется проблемам оценки степени влияния ИПЦ на структуру, объем потребления, реальные доходы различных слоев населения.

Задачи статистики цен:

  • Исследование цен и их изменения;
  • Изучение динамики и уровня цен в отдельных товарных рынках и регионах;
  • Анализ соотношения цены на различную продукцию;
  • Определение факторов, оказывающих влияние на цены и их колебание;
  • Исследование цены в качестве важнейшего фактора благосостояния населения;
  • Изучение цены как индикатора процесса инфляции;
  • Определение характера влияния цен на макроэкономические показатели.

В статистическом исследовании цен выделяется три этапа:

  1. Статистическое наблюдение;
  2. Сводка и группировка наблюдений;
  3. Анализ материалов и вычисление показателей.

При экономико-статистическом анализе цены используются различные методы статистики, особое место среди которых отводится индексному методу. Широко применяются динамические и территориальные индексы. Первые предназначены для описания изменения конкретных видов цен во времени, а вторые – для определения соотношения, различий в одновременно существующих уровнях цен на одинаковые товары в различных городах, экономических регионах, социальных группах.

Индекс потребительских цен

Индекс потребительских цен (ИПЦ) применяется для характеристики изменения во времени уровня цен на продукцию, приобретаемую населением для непроизводственных целей. ИПЦ – это важнейший показатель, характеризующий уровень жизни населения.

С помощью ИПЦ измеряется изменение стоимости определенного набора услуг и товаров в заданном периоде по сравнению с его стоимостью в базисном периоде.

$ИПЦ = Стоимость \ фиксированной \ потребительской \ "корзины" \ в \ текущих \ ценах / Стоимость \ этой \ же \ «корзины» \ в \ базисных \ ценах$

Потребительская «корзина» фиксирована с той целью, чтобы изменения Индекса потребительских цен вызывали только лишь перемены в цене, но не изменения в структуре потребления при изменении доходов или же приобретении другой продукции.

Для того, чтобы рассчитать ИПЦ, необходимо выполнить несколько этапов:

  • Выбрать географические границы наблюдения;
  • Отобрать базовые предприятия торговли и сферы предоставления услуг;
  • Отобрать товары-представители и услуги-представители;
  • Зарегистрировать цены на товары и тарифы на платные услуги;
  • Сформировать структуру весов для расчета ИПЦ;
  • Рассчитать ИПЦ;
  • Рассчитать средние цены на товары/услуги.
Дата последнего обновления статьи: 15.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot