Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Статистика связи

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Предмет и задачи статистики связи

Определение 1

Статистика связи представляет собой отрасль статистической науки, которая изучает массовые процессы и явления такого экономического сектора как связь. С помощью методов статистики, а также способов количественного измерения явлений социально-экономического характера, статистика связи качественно и количественно характеризует явления и процессы, протекающие в социальной и производственной сферах связи.

Объект статистического изучения связи – это массовые процессы и явления общественного воспроизводства в сфере связи, т.е. связь в целом.

Связь имеет большую роль в национальной экономике, поскольку принадлежит к социальной и производственной инфраструктуре. Отрасль связи является таким компонентом экономической системы, без которого не представляется возможным нормальное функционирование производственных процессов, а также жизнедеятельность населения. Связь относится к инфраструктурной компоненте социальной и экономической жизни населения, а также процесса информатизации.

Помощь со студенческой работой на тему
Статистика связи

Каждая компания, предоставляющая услуги связи, отличается по виду передаваемых данных, по доле средств связи, охватываемой области, составом работников, средствами производства, финансовыми результатами и качеством оказываемых услуг.

Статистика связи исследует такие показатели, как:

  • Объем предоставленных услуг;
  • Издержки и результаты хозяйственной деятельности;
  • Производительность труда;
  • Себестоимость услуг;
  • Рентабельность организации, а также ее отдельных единиц.

Ключевыми задачами статистического изучения связи являются:

  1. Полное и своевременное обеспечение государственных и отраслевых органов управления научно обоснованными статистическими данными о текущем состоянии и развитии отрасли связи;
  2. Всестороннее исследование положения и развития связи;
  3. Разработка новых и совершенствование существующих методов учета данных, повышение качества, достоверности и оперативности информации.

Показатели статистики связи

Информационную базу при формировании показателей статистики связи образует статистическая отчетность общегосударственного уровня месячной, а также годовой периодичности.

Объекты статистического исследования в статистике связи:

  • Объемы услуг связи в натуральном и стоимостном выражении;
  • Сети связи и средства связи.

Как правило единицей статистического наблюдения является предприятие связи, которое предоставляет услуги связи или же эксплуатирует технические средства коммуникации. Важнейший статистический показатель связи – это доход от услуг в области связи.

Доходами от почтовой деятельности являются:

  • Стоимость проданных знаков почтовой оплаты и письменной корреспонденции;
  • Стоимость посылок и бандеролей;
  • Стоимость периодических изданий на договорной основе;
  • Стоимость услуг почтовых отделений;
  • Стоимость услуг от прочей деятельности, связанной с почтовыми отправлениями.

Доходами от электросвязи являются поступления от предоставления следующих видов услуг:

  • Междугородная и международная телефонная связь;
  • Местная телефонная связь;
  • Аренда каналов связи;
  • Передача данных;
  • Беспроводная связь;
  • Доступ в сеть Интернет;
  • Телеграфная связь;
  • Прочие услуги электросвязи.

Показатели статистики связи формируются при помощи обобщения первичных данных отчетности предприятий. Основываясь на сформированной информационной базе обобщенных отчетных данных по связи, производится расчет индекса физического объема предоставляемых услуг связи, который отражает процентное изменение данных услуг в динамике по отраслям и по видам.

Индекс физического объема услуг связи

Индекс физического объема услуг связи (ИФО) является основным показателем, который описывает тенденции развития телекоммуникационной сферы и почтовой связи. ИФО позволяет проанализировать процессы и явления, отличающиеся по времени происхождения, месту и содержанию.

Расчет ИФО производится на основе общего количества доходов от предоставления услуг связи и ценовых индексов на эти услуги.

ИФО по отраслям и по видам рассчитывается в несколько этапов:

На первом этапе происходит определение долей дохода от связи, предоставленной предприятиям и населению, по различным видам коммуникации и по отрасли в целом. Формула расчета приведена ниже:

$D_f = V_f / V_0 • 100$

Где:

  • $D_f$ – доля доходов от коммуникационных услуг, предоставленных физическим лицам;
  • $V_f$ – доходы от коммуникационных услуг, предоставленных физическим лицам;
  • $V_0$ – общий доход от коммуникационных услуг.

Доля доходов от коммуникационных услуг, предоставленных юридическим лицам, определяется по формуле:

$D_u = 100 - D_f$

Где $D_u$ – доля доходов от коммуникационных услуг, предоставленных юридическим лицам.

На втором этапе рассчитывается общий индекс цен на услуги различных видов связи, а также по отрасли в целом. Чтобы рассчитать данный индекс применяются индексы цен, разрабатываемые в области статистики цен. При отсутствии конкретного индивидуального индекса цен на коммуникационные услуги применяется более общий индекс.

Общий индекс цен включает сумму структурных ценовых индексов на коммуникационные услуги, предоставленные физическим и юридическим лицам. Расчет структурных индексов цен производится по формулам:

Для юридических лиц:

$I_{su} = (I_u • D_u) / 100$

Где:

  • $I_{su}$ – ценовой структурный индекс на коммуникационные услуги, оказанные юридическим лицам;
  • $I_u$ - ценовой индекс на коммуникационные услуги, оказанные юридическим лицам.

Для физических лиц:

$I_{sf} = (I_f • D_f) / 100$

Где:

  • $I_{sf}$ – ценовой структурный индекс на коммуникационные услуги, оказанные физическим лицам;
  • $I_f$ – ценовой индекс на коммуникационные услуги, оказанные физическим лицам.

Расчет общего индекса цен на коммуникационные услуги ($I_0$) производится по формуле:

$I_0 = I_{su} + I_{sf}$

На третьем этапе рассчитывается индекс физического объема коммуникационных услуг по отрасли в целом и по видам связи:

$IFO = V_{op} / (V_{sp} / I_0 • 100)$

Где:

  • $V_{op}$ – общий объем доходов от коммуникационных услуг в отчетном периоде;
  • $V_{sp}$ – общий объем доходов от коммуникационных услуг прошлого периода.
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис