Система национальных счетов – это совокупность ключевых макроэкономических показателей, которые характеризуют условия, процессы, результаты национального производства.
История возникновения СНС
Система национальных счетов (СНС) возникла в развитых государствах Запада в начале 20-го века, когда многие экономисты осознали необходимость регулирования экономики государством и появилась потребность в статистических данных для макроэкономического анализа. Термины «национальное счетоводство» и «национальные счета» были предложены голландским экономистом Ван Клиффом, который в своих работах обосновал возможность использования понятий и принципов бухучета для описания экономики.
Методология СНС развивалась после Второй мировой войны, это развитие было связано с разработкой и внедрением в статистику международных стандартов по СНС. В 1953 году был одобрен первый стандарт СНС-53, который включал ограниченное количество счетов в экономике. В 1968 году Статистическая комиссия ООН одобрила вторую версию международного стандарта СНС. СНС-68 содержал новые блоки макроэкономических данных.
В 1993 году была одобрена третья версия методологического стандарта СНС, его разработкой занимались пять организаций международного уровня: ООН, МВФ, Мировой банк, Евростат и Организация экономического сотрудничества и развития. В СНС-93 предусматривалось построение счетов как для экономики, так и для отдельных секторов, отраслей, экономических единиц.
В 2004 году начались работы по обновлению стандарта СНС от 1993 года, которые осуществлялись группой экспертов в области национальных счетов.
Основная задача, решаемая на основе СНС, - это удовлетворение общественных потребностей в количественной информации о финансовом состоянии и развитии как государства, так и отдельных элементов экономической системы.
Характер информационных потребностей определяет тип задач:
- Гносеологические задачи представляют собой информационное обеспечение науки и теоретических исследований, которые проводятся с целью обоснования, формулирования, подтверждения и уточнения концепций;
- Прагматические задачи – это предоставление необходимой информации для прикладных исследований аналитического характера, которые позволяют обосновать, воплотить и оценить управленческие решения макро-, мезо и микроуровня.
В первую очередь решаются задачи обеспечения данными государственных институтов, что позволяет разрабатывать государственную социально-экономическую политику и осуществлять государственное управление экономикой.
Группировки и классификации в СНС
Основной группировкой в СНС является разделение экономических единиц на сектора экономики, что позволяет определить роль и специфику экономического поведения отдельных групп, имеющих сходные функции и источники финансирования и т.д.
Классификационной единицей в группировке по секторам выступает институциональная единица. В СНС выделяются следующие типы институциональных единиц предприятий:
- Корпорации;
- Квазикорпорации;
- Некорпоративные предприятия;
- Государственные учреждения;
- Рыночные и нерыночные некоммерческие организации.
Корпорация представляет собой юридическое лицо, цель деятельности которого состоит в производстве товаров и услуг для продажи на рынке и получении прибыли.
Квазикорпорация – это некорпоративное предприятие, которое имеет обособленное имущество, определенную самостоятельность в распоряжении доходами и имуществом.
Некорпоративное предприятие представляет собой такое предприятие, которое нельзя отделить от собственника с экономической точки зрения, которое несет неограниченную ответственность по всем обязательствам предприятия.
Государственное учреждение – это юридическое лицо, финансирование которого осуществляется из государственного бюджета. Основной функцией такого учреждения является предоставление услуг обществу, отдельным его членам на безвозмездной основе, либо же по цене, не имеющей экономического значения.
Некоммерческая организация – это юридическое лицо, цель деятельности которого не состоит в извлечении дохода для собственников или финансирующих лиц.
К рыночным некоммерческим организациям относятся:
- Организации, производящие продукцию для реализации на рынке по экономически значимой цене;
- Организации, которые создаются корпорациями с целью представления их интересов.
- Нерыночные некоммерческие организации занимаются предоставлением услуг на безвозмездной основе. К ним относятся:
- Предоставляющие домохозяйствам индивидуальные услуги здравоохранения, культуры, образования и т.д.;
- Обеспечивающие коллективные потребности домохозяйств. Ресурсы таких НКО образуются за счет взносов, пожертвований, доходов от собственности и дарений.
Принципы построения СНС и ее значение
Современная СНС отличается от предшествующих принципиальными новшествами:
- Показатели разбиваются по экономическим отраслям;
- Выделяется финансовый сектор и потоки финансовых активов;
- Вводится баланс имущества.
Новый усовершенствованный стандарт, который учитывает особенности государств, переходящих к экономике рыночного типа, действует с 1993 года.
В современном мире СНС представляет собой международный стандарт в области оценки ключевых макроэкономических показателей, предназначенный для их сравнения.
СНС широко применяется правительством, территориальными органами власти в процессе выработки мер экономической политики, используется крупными компаниями, чтобы проанализировать рыночную конъюнктуру, используется как информационная база научных исследований и т.д.
Основными методологическими принципами построения СНС являются:
- Все факторы производства выступают источниками создания стоимости;
- Сферой производства является деятельность по производству экономических благ;
- Основные показатели имеют балансовый характер, а также отражают процесс создания и изменения стоимости;
- Основу балансовых построения составляют классификации и группировки;
- Экономика разбивается на сектора;
- Используются принципы бухгалтерского учета.