Государственный экономический рост – это увеличение объема выпуска продукции (товаров, работ, услуг) в рамках отдельной экономической системы, которая соответствует экономическому пространству некоего государства.
Понятие и значение государственного экономического роста
В современной парадигме экономических отношений, где на первый план выходит благополучие экономических субъектов, выражаемое в величине и в качестве потребляемых благ, совокупный объем производства в экономике должен постоянно увеличиваться. Это увеличение называется экономическим ростом.
Экономический рост в системе экономических отношений, которые имеют место в исключительном экономическом и правовом пространстве определенного государства, называется государственным экономическим ростом.
Экономический рост в государстве ежегодно подвергается изменениям, прежде всего, в силу изменения количества и качества факторов производства (трудовых, финансовых, материальных, природных и иных ресурсов). Это обуславливает необходимость в проведении регулярного наблюдения за изменениями экономического роста и соответствующих аналитических исследований.
Показатели экономического роста позволяют не только установить его наличие, но и идентифицировать его тип. Он может быть как экстенсивным, так и интенсивным. Экстенсивный экономический рост базируется на количественном увеличении использованного в производственном процессе экономических ресурсов.
В основе интенсивного экономического роста лежит качественное улучшение всех или большинства элементов производственного процесса при сохранении используемых ресурсов на том же уровне. Считается, что именно этот тип роста должен наблюдаться в государствах, которые претендуют на звание развитой страны.
Валовый внутренний продукт как основной показатель государственного экономического роста
Оценка величины экономического роста проводится посредством определения значения такого показателя, как валовый внутренний продукт. ВВП – это один из главных макроэкономических показателей современности. Он отражает рыночную стоимость всей продукции, произведенной во всех отраслях экономики и реализованной на территории государства для целей конечного потребления, накопления и экспорта. ВВП игнорирует такой фактор, как национальная принадлежность факторов производства – для него решающее значение имеет непосредственное место производства и конечной реализации потребителю.
Как правило, выражением ВВП государства является его национальная валюта. Однако при необходимости проведения межгосударственных сравнений и международного учета ВВП этот показатель может быть пересчитан в иностранную валюту (по текущему биржевому курсу) или представлен по паритету покупательной способности.
Впервые объем производства в государствах начал измеряться в 1930-е гг. До 1991 года базовым показателем в макроэкономических исследованиях был валовой национальный продукт. В последующее время он был заменен ВВП, на котором стала базироваться вводимая ООН система национальных счетов.
ВВП может быть выражен как номинальным, так и реальным способом. Номинальный ВВП основывается на стоимости продукции, которая выражена в текущих рыночных ценах. Поэтому номинальный ВВП подвергается влиянию индекса цен и доходов рассматриваемой экономики, что лишь косвенно связано с изменением фактического объема производства.
Если же стоимость выражают в ценах только одного (базового) периода, то ВВП является реальным. Именно этот вид ВВП является основополагающим для осуществления динамического анализа объема производства в государстве.
В частности, отношение значения ВВП за отчетный год к значению ВВП за предыдущий год, умноженное на 100%, представляет собой темп роста ВВП. Его также можно использовать как темп государственного экономического роста.
Если из темпа роста ВВП вычесть 100%, то полученное значение будет выражать темп прироста ВВП. Именно этот показатель используют, когда, например, сообщают о том, что «экономика России в прошлом году выросла на 3,4%». Отрицательное значение этого показателя будет свидетельствовать о снижении объемов производства государства, т.е. о наличии в государстве не экономического роста, а экономического спада (рецессии, кризиса).
Отношение номинального ВВП к реальному ВВП называют дефлятором.
ВВП рассчитывается тремя методами:
- распределительный метод (по источникам доходов) – суммируются оплата труда, прибыль компаний, процентные платежи, арендная плата, амортизация, косвенные налоги за минусом субсидий и чистого факторного дохода из-за границы;
- метод конечного использования (по расходам, т.е. по использованию доходов) – суммируются показатели конечного потребления, валового накопления (инвестиций), государственных расходов, чистого экспорта;
- производственный метод (по добавленной стоимости) – из доходов фирм вычитается промежуточная стоимость производства товаров и услуг.
Кроме того, в примерных долгосрочных расчетах экономисты используют упрощенное правило семидесяти, позволяющее определить срок, в течение которого объем ВВП удвоится. Для этого 70 делят на значение годового темпа прироста ВВП. Например, если он равен 3,5%, то ВВП удвоится через 70 / 3,5 = 20 лет.
Стоит отметить, что одним из главных недостатков ВВП как показателя государственного экономического роста является отсутствие учета результатов деятельности, которые происходят в, так называемой, теневой экономике. Вследствие этого фактический и фиксируемый значения ВВП могут существенно отличаться, что может привести к принятию государственными органами стратегически неправильного курса в проведении в стране государственной экономической политики.