Цели применения эконометрических методов
Преимуществом эконометрических моделей является возможность их применения при планировании и принятии решений. Они позволяют проводить анализ последствий осуществления различных стратегий, спланировать рыночную динамику и изменение бизнес-среды, между тем создавая возможные сценарии развития событий. При определении эконометрических методов необходимо учитывать необходимость составления прогнозов значений объясняющих факторов, некоторые из которых создают определенные проблемы.
Эконометрические модели применяются в следующих ситуациях:
- Наличие сильной причинно-следственной зависимости между исследуемой величиной и набором факторов;
- Известна и поддается оценке форма зависимости;
- Предполагается, что прогнозные факторы могут существенно изменить свое поведение;
- Такие изменения можно спрогнозировать.
Области применения эконометрики
Эконометрика, в отличие от математической статистики, решает реальные практические задачи. Эконометрические модели применяются для обработки эмпирических данных. Таким образом, эконометрические модели позволяют оценивать параметры экономико-математических моделей, к примеру, моделей логистики.
Поскольку приведение к сопоставимым ценам является составной частью любых экономических расчетов, связанных с многими моментами времени, то актуальность приобретает использование независимых данных.
Эконометрические методы также являются составной частью научного инструментария любых технико-экономических исследований. Они применяются в следующих ситуациях:
- При оценке стабильности и точности технологических процессов;
- При разработке эффективных методов статистического контроля приемки и статистического контроля производственных процессов;
- При оптимизации выхода полезного продукта с помощью методов планирования эксперимента;
- При повышении надежности и качества изделий;
- При сертификации продукции;
- При диагностике материалов;
- При изучении потребительских предпочтений в маркетинговых исследованиях;
- При применении современных методик экспертных оценок в принятии решений, а именно, в инновационном, инвестиционном, стратегическом менеджменте и прогнозировании.
Эконометрические методы применяются в следующих областях:
- В банковском деле, когда необходимо определить возможности клиента к погашению кредита;
- В страховании при вычислении страховой премии;
- В сфере пенсионного обеспечения, когда необходимо вычислить часть зарплаты, направляемую в пенсионный фонд;
- В транспортной сфере, в сфере перевозок – при определении наименее затратных маршрутов;
- В складировании, логистике – при планировании объемов поставок и дат для минимизации использования помещений и цены аренды;
- В розничной торговле – для расстановки товаров таким образом, чтобы увеличивались продажи;
- В рекламе – для подбора каналов распространения рекламной информации с целью охвата максимального количества потенциальных клиентов при минимальных затратах;
- В медицине – для сравнения эффективности препаратов, определения побочных эффектов.
Применение эконометрики в маркетинге
Маркетинг – это система организации и управления производственной, сбытовой и торговой деятельностью компаний в рыночных условиях. Именно поэтому маркетинг играет важную роль в системе организованной деятельности любых субъектов хозяйствования. Главной особенностью маркетинга является взаимодополняющий и двуединый подход. Это проявляется как в тщательном и всестороннем исследовании рынка, спроса, потребительских предпочтений, ориентации производства, адресности выпускаемых товаров, так и в активном воздействии на существующий спрос и рынок в целом, на формирование предпочтений и потребностей покупателей.
Таким образом, маркетинг – это вид деятельности, который направлен на максимальное удовлетворение потребностей и нужд человека с помощью обмена.
Маркетинг может быть нескольких видов, выбор которых зависит от уровня спроса на товары (рисунок 1).
Рисунок 1. Виды маркетинга. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
Каждый из представленных видов маркетинга оперирует определенными видами продукции, которой присущи специфические особенности экономического характера.
Основой маркетинга является: разработка программ производства продукции, исследование рыночной структуры, налаживание коммуникаций, установление цен, организация доставки, предоставление сервисного обслуживания и т.д.
Как и любая другая система, маркетинг имеет свои задачи, методы и направления реализации. Направлениями маркетинга как правило являются проведение политики в формировании ассортимента продукции и ее качества, установления цен, налаживания сбыта и коммуникаций. К методам маркетинга относятся: учет, анализ, прогнозирование, моделирование, проектирование и корректировка.
- Маркетинг решает следующие задачи:
- Позволяет провести комплексное изучение рынка;
- Выявить потенциальный спрос и неудовлетворенные потребности;
- Спланировать товарный ассортимент и цены;
- Разработать меры для наиболее полного удовлетворения спроса;
- Спланировать и осуществить сбыт;
- Разработать меры по совершенствованию организации и управления производством.
Эконометрические методы в маркетинге применяются в имитации, моделировании и прогнозировании процессов рынка. Широкое распространение получили модели, основанные на теории принятия решений и теории вероятности. Также применяются модели рыночной реакции и маркетинговые раздражители, эвристические и гибридные оценки, которые позволяют комбинировать вероятностные и детерминированные оценки.
Чтобы построить эмпирические модели, в маркетинге применяется комбинация анализа временных рядов и эконометрических моделей. В данном подходе сочетаются все преимущества эконометрики, центром внимания которой являются отношения переменных, и положительные черты анализа временных рядов, описывающих динамику модели.