В самом общем плане поведения у животных можно распределить на 2 типа: врожденное и приобретенное.
- Врожденным поведением именуются такие формы поведений, которые генетически программированы и которые почти невозможно изменить.
- Приобретенными - все формы поведений, которые вырабатываются как результат персонального опыта живого организма.
Врожденные формы поведения
Безусловные рефлексы - относительно постоянные, врожденные, стереотипные, генетически фиксированные реакции организма на внешние и внутренние раздражители (стимулы), выполняемые при участие центральной нервной системы.
Для реализации врожденных рефлексов организм имеет в распоряжении готовые рефлекторные дуги. Безусловный рефлекс осуществляется черепно- мозговыми или спинальными рефлекторными дугами.
Благодаря безусловным рефлексам сберегается целостность организма, поддерживается устойчивость внутренней среды и проистекает размножение. Безусловные рефлексы находятся в основе всех поведенческих реакций человека и животных.
Единственной общепринятой систематизации безусловных рефлексов нет. Выделяют 24 безусловных рефлекса и разделяют их на вытекающие шесть групп:
- обменные рефлексы;
- рефлексы общей активности;
- рефлексы межвидовых отношений;
- экологические рефлексы (исследовательский, миграционный и др.);
- рефлексы продолжение вида и размножения;
- неповеденческие рефлексы (болевой, терморегуляторный и др.);
В соответствиях с характером влияющего раздражителя Павлов распознавал такие виды безусловных рефлексов, как:
- половые («турнирные бои», эякуляция, эрекция, и т.п.);
- пищевые (сосание, глотание и т.п.);
- ориентировочные (прислушивание, настораживание, поворот головы к источнику звучания и т.п.) и др.
- защитные (чихание, кашель, мигание и т.п.);
Приобретенные формы поведения
В основе приобретенной формы поведения располагается научение.
Научение- это организованный на индивидуальном эксперименте процесс, повергающий к адаптивным (приспособительным) модифицированиям в поведении особи.
Способность к научению обыкновенно ассоциируется у нас с поведением позвоночных, однако она изобличена у всех животных, за изъятием простейших, иглокожих и кишечнополостных, у которых нервные системы отсутствуют или организации их весьма примитивны.
Физиологическая основа научения изучена пока недостаточно. Научения могут осуществляться массой различных способов.
Выделяют вытекающие формы научения:
-
Облигатные неассоциативные:
- суммация (усиление)
- привыкание (ослабление)
- импринтинг
- латентное научение
- подражание
-
Факультативные ассоциативные:
- инструментальные условные рефлексы
- классические условные рефлексы
-
Когнитивные и произвольные:
- рассудочная деятельность
- образное психонервное поведение
- вероятностное прогнозирование
-
Облигатные неассоциативные научения
- Привыкание - постепенное понижение (ослабление), а затем и прекращения реакций на биологически незначительные агенты, вызываемых однотонно применяемыми тождественными дискретными стимулами. Модифицирование обстоятельств стимуляции повергает восстановлению отправной силы реакции- дегабитации (отвыкание).
- Суммация- постепенные усиления реакций на неоднократно повторяющуюся биологически важную стимуляцию.
- Импринтинг - врожденные реакции новорожденного животного, выражающиеся в следовании за движущимися (удаляющимися) объектами- матерью, животным, предметом, человеком.
- Подражания (имитация) - врожденные реакции копирования поведенческих поступков. Подражание необычно важно при развитии поведения у приматов и хищников.
- Латентные научения - поведенческие реакции на повторно предъявленный индифферентный раздражитель, не подкрепляемые безусловными.