Экологическая ситуация на территории Крыма ухудшалась на протяжении всего XX в.: интенсивное освоение природных ресурсов, быстрый рост населения полуострова стали основными неблагоприятными факторами. В начале XXI века нетронутые человеком и слабо преобразованные ландшафты занимают лишь 2,5 % территории.
Проблемы водопользования и загрязнения вод и почв в Крыму
В степных районах ухудшение связано с эксплуатацией Северо-Крымского канала, орошавшего до 20% сельхозугодий полуострова. Когда большая часть искусственно орошаемых почв была распахана, повысился уровень грунтовых вод, что привело к локальному засолению почвы. К тому же качество воды, поступающей из низовьев Днепра было довольно низким. Прокладка канала привела также к поднятию грунтовых вод на засушливых и низменных территориях, что вызвало подтопление, вторичное засоление почв, нанесло вред уникальным ковыльным степям, вытеснение из них диких животных.
Уже в XIX веке ощущались последствия загрязнения крымских рек промышленными отходами. Также производился забор их вод на орошение. Это приводило к обмелению водоемов. Сильное разбавление естественного стока рек сточными водами особенно заметно ниже городов. Проблемой крымских рек является также обеднение их ихтиофауны. Если в XVIII в. главные реки Крыма были настолько многоводны, что в их устьях водилась форель, то уже к последней четверти XIX в. весенняя вода не доходила устьев. Причинами обмеления стали вырубки леса, эрозия.
В горах и предгорьях Крыма основная проблема - деградация почв от выпаса скота. Эта деятельность в настоящее время запрещена. Несмотря на то, что между 1957-1987 гг. государство смогло восстановить леса на 3,5 тыс. га (10% их площади), в постсоветский период эти работы прекратились.
На западном берегу полуострова от антропогенного влияния страдает морское побережье. Там ведется промышленная добыча песка, что приводит к эрозии пляжей. Развитие туризма еще с советских времен привело к повышенной нагрузке на водоочистные сооружения. Создание искусственных пляжей приводит к деградации морских экосистем. При скоплении людей в жаркое время года качество морской воды снижается, пропадают ее оздоровительные свойства.
Рисунок 1. Замусоривание пляжей в Крыму. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Определенную роль в ухудшении экологии побережья сыграла Великая Отечественная война: в 1941 году в море были затоплены бочки с боевыми отравляющими веществами. Истечение срока годности бочек в 2010-х годах неоднократно становилось предметом обсуждений в СМИ.
Не все крымские районы страдают от недостатка пресной воды. Южный берег полуострова питают горные водоемы, однако перебросить эти ресурсы в обезвоженные города – Керчь, Феодосию, Судак, в северный Крыма пока технически невозможно. Технически трудно и прокладывать трубопровод из Краснодарского края.
В настоящее время в республике Крым продолжаются поиски способов водоснабжения региона. Один из путей получения технической воды - опреснение морской, но он невыгоден региону, поскольку минимальная себестоимость этой технологии – 80 рулей за кубометр при тарифе 31,55 рублей. Эксплуатацию опреснительных установок пришлось бы дотировать из госбюджета. Ставка делается на более рациональное расходование воды. Возможно, будет пересмотрена бюджетная политика, повышены расценки на услуги водоснабжения для тех, кто потребляет большие объемы. Предполагается также разработка проектов водоочистки, так как в некоторые районы подается лишь техническая вода, непригодная для приготовления пищи.
Экологические проблемы химической промышленности северного Крыма
Экологические проблемы химической промышленности северного Крыма вызваны следующими факторами:
- наличие твердых отходов производства;
- загрязнение вод технологического цикла;
- выбросы в атмосферу вредных газов и пыли.
- высокая энергоемкость техпроцессов;
- использование местных дефицитных природных ресурсов в качестве сырья.
Например, озеро Красное используется «Крымским содовым заводом» как накопитель-испаритель. Подобное наблюдается и на «Крымском титане». Площадь накопителей кислот и шлама уже недостаточна для полноценного производства (см. ниже об инциденте в Армянске). Затруднена и утилизация токсичного фосфогипса.
В северной части Крыма ведется мониторинг окружающей среды силами как государства, так и предприятий. Так, на «Крымском титане» работает экологический центр по реализации природоохранных мероприятий и оценке выбросов производства в окружающую среду. «Крымский содовый завод» также участвует в этой деятельности. В 2010 года уровень вредных выбросов был снижен там на 30%, причем при сохранении объемов производства. Положительная динамика наблюдалась и на «Крымском титане». Это предприятие получило международный сертификат ISO 14001:2008, удостоверяющий его соответствие экологическим нормам.
К сожалению, в связи с российско-украинским конфликтом, экологическая ситуация в районе усугубилась. Северо-Крымский канал, питавший водой производства северной части полуострова, был перекрыт украинской стороной. Отстойник "Крымского титана" с поверхностью 42 кв. км и объемом в 30 млн. куб. м нуждается в постоянном притоке для разбавления кислотных сбросов. В конце августа 2018 г. в Армянске и других населенных пунктах близ комбината стал появляться маслянистый бурый налет, в воздухе появился резкий неприятный запах, концентрация сернистого ангидрида превысила норму. Для сокращения риска нанесения вреда здоровью детей были объявлены внеочередные школьные каникулы. Причиной бедствия стало то, что площадь кислотного накопителя сократилась из-за высыхания.
Рисунок 2. Во время выбросов сернистого ангидрида в Армянске. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Крымский мост как потенциальный источник экологических проблем
Еще одним связанным с экологией и российско-украинским конфликтом объектом является Крымский мост, построенный Россией для решения проблемы доставки грузов в регион. Украинская сторона в 2018 г. сделала заявление о том, что этот транспортный объект наносит экологический вред акватории Керченского пролива. Российская сторона ответила, что риски просчитывались экспертами на начальных этапах строительства. Разработчики минимизировали влияние сооружения на окружающую среду. Во время строительства также велся мониторинг экологической обстановки. Руководитель Минприроды РФ заверил, что при расчетах были приняты все меры для исключения воздействия на экосистему пролива. Минтранс России отметил, что мост не окажет существенного влияния на навигацию близ Керчи.
Рисунок 3. Строительство Крымского моста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ