Планирование шумозащиты
Мероприятия по снижению шума должны начинаться на стадии проектирования, планировки населенных пунктов, их застройки, озеленения и благоустройства, только тогда – в комплексе – они дадут ожидаемый эффект. К архитектурно-планировочным мерам относятся меры рационального характера при акустическом решении планировки объектов, размещения технологического оборудования, рабочих мест, акустического планирования зон и режима движения транспорта (в том числе поточного), а также создание специальных шумозащищенных зон в местах скоплений людей.
Районное планирование занимается вопросами размещения аэропортов, магистральных коммуникаций наземного транспорта, других источников техногенных шумов. При разработке генерального плана города во главу угла ставится необходимость сокращения числа источников шума и ограничение территории, на которую он распространяется.
При проектировании жилых районов и микрорайонов уделяется пристальное внимание планировочной и объемно-пространственной композиции застройки и благоустройства.
К методам защиты от шума в городах и сельских населенных пунктах относятся следующие группы: инженерно-технические и административные, градостроительные, строительно-акустические (по пути распространения шума), конструктивно-строительные (увеличение звукоизолирующих свойств ограждающих конструкций жилых и промышленных построек, а также других сооружений) и объемно-планировочные. Все они применимы в объекте шумозащиты.
Инженерные и административные средства борьбы с шумом в самом источнике его возникновения не входят в компетенцию инженера-архитектора.
Зонирование и планировка населенных пунктов
Учитывая пути распространения шума на территории города и выполняя задачи по защите от него, проектируя населенные места, следует четко делить территории по функциональному использованию. В этом плане выделяется селитебная, промышленная, коммунально-складская зоны и зонавнешнего транспорта.
Три последние зоны представляют собой источники шума. В этой связи при проектировании селитебных территорий обязательно соблюдать нормы допустимого шума. В этой зоне возможно размещение только таких промышленных предприятий, которые не создают шум, превышающий норму, и не требуют устройства подъездных железнодорожных путей.
Промышленные и коммунально-складские зоны, с большими грузопотоками на транспортных магистралях, должны быть расположены таким образом, чтобы не расчленять селитебные зоны на отдельные секторы и не вклиниваться в них.
Учету и контролю подлежат минимально допустимые расстояния населенных мест от границ промышленных предприятий с шумными технологическими процессами, минимальные расстояния от жилых построек до границ ближайших к ним морских и речных портов, а также новых железнодорожных путей и станций, до главных автомобильных дорог с большим потоком машин (при отсутствии специальных средств шумоглушения).
В основе снижения шума – неукоснительное соблюдение требований СНиП в области планировки и застройки городов и других населенных пунктов.
Новые аэропорты и аэродромы могут размещаться только вне городов и других населенных мест. Акустические расчеты должны подтвердить возможность сокращения расстояний полетов, частоты ночных полетов, а также применение в этой зоне шумозащитных жилых зданий.
Проектами улиц нужно предусматривать максимально возможное увеличение площади межмагистральных территорий, снижение числа перекрестков, замену их Т-образными примыканиями, планирование плавных криволинейных сопряжений улиц.
Не следует допускать сквозной проезд автомобилей через территорию жилых микрорайонов. В процессе трассировки магистралей принимаются во внимание шумозащитные свойства имеющегося рельефа местности, предусматривается шумозащитное зонирование межмагистральных селитебных территорий.
Жилые массивы, а в особенности детские сады, школы, организации здравоохранения, дома-интернаты для престарелых следует размещать в зонах, которые в большей мере удалены от источников шума.
Этажность должна увеличиваться в направлении к центральной части межмагистральной территории. Различные торгово-общественные центры и блоки обслуживания следует, размещать а границах микрорайонов непосредственно вдоль транспортных магистралей, отгораживая ими жилые постройки от дорог и создавая таким образом протяженные шумозащитные комплексы.
Группировка жилых зданий должна создавать замкнутое пространство внутри территории микрорайонов, которое не будет раскрываться в сторону источников шума.
Целесообразна постройка вдоль магистралей протяженных зданий-экранов, препятствующих распространению звуков вглубь застройки. Хорошими экранами могут служить также различные искусственные, и естественные элементы микро- и мезорельефа местности (выемки, земляные кавальеры, насыпи, холмы).