Особенности японского дизайна
Основное отличие японского дизайна от других – лаконичность, экзотичность и загадочность. Европейские и американские модники приняли японскую культуру как нечто новое и необычное. Япония не была представлена в дизайне практически никак до 20 века из-за своего географического положения и политической изолированности. После революции в 1868 году культура Японии постепенно начала просачиваться в другие страны, а западная культура влиять на изолированную ранее территорию.
Большое внимание японские дизайнеры уделяют связи природы и человека. В каждом предмете чувствуется данная взаимосвязь. Из-за этого японский стиль отличается сдержанностью, симметричностью, символичностью.
Развитие дизайна в Японии активно началось после Второй мировой войны. В результате всех изменений страна высокотехнологичным государством. Школы дизайна начали появляться в начале 20 века. Самым первым профильным учебным заведением является Токийское высшее политехническое училище - там начали учить промышленному проектированию.
Отличает японский дизайн ориентация на функционализм. Каждая деталь в японском дизайне должна быть задействована и функциональна. Еще одним принципом дизайна этой страны можно считать использование натуральных материалов.
Бытовые предметы начали разрабатывать в Японии во второй половине 20 века. Например, классическую бутылочку соевого соуса «Kikkoman» создал дизайнер Кендзи Экуан, а проект сотового телефона принадлежит Наото Фукасаве.
В рамках японской культуры многие древние искусства переосмыслялись, сливались с течениями западного искусства. В послевоенные годы стало возможным создать новый предметный мир при помощи новых технологий, которые способствовали восстановлению страны из руин.
Западная культура была активно воспринята японскими дизайнерами – они использовали новые течения в искусстве, достижения промышленности и технологий. Во всех новых дизайн-проектах прослеживалась идея создать стабильное и благополучное общество. На это намекают дизайн автомобилей, домов, проекты городского развития и т. д.
Японский дизайн одежды
Особое новаторство японского дизайна выразилось в дизайне одежды. Именно предметы одежды покорили западную публику. При помощи необычных решений в этой области удалось создать японский стиль в одежде, который прекрасно сочетался с традициями страны.
Японские дизайнеры открыли моду будущего – такую одежду, которая символизировала бы свободу, раскрепощенность и национальный стержень. Новые работы японских мастеров показывали самобытность страны, несли пацифистский посыл, которого не хватало в то время на неделях моды.
В истории моды есть как минимум три важных имени, которые олицетворяют японский дизайн. Это Иссей Мияке, Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо. Их отличает от всех то, что они не стремились подстроиться под западные тенденции, а, наоборот, привнесли в западную моду часть национального своеобразия. Они поняли, что их изюминка в том, чтобы быть непохожими на западных дизайнеров.
Существуют четыре японских принципа прекрасного:
- следы возрастных изменений;
- сдержанность;
- функциональность;
- недосказанность.
Все эти принципы воплощаются в работах японских дизайнеров.
Иссей Мияке – дизайнер, который пережил бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Несмотря на ужасную трагедию, пережитую в детстве, он продолжал с оптимизмом смотреть на мир, ценить каждый момент жизни. Для него мода стала выразителем оптимизма, потому что, по его мысли, всегда заставляет человека думать о завтрашнем дне.
Дизайнер получил образование на графическом факультете Токийского университета изящных искусств. В своей дипломной работе он показал, как могут сочетаться простота, монохромность и оптимизм. Далее он начал обучаться дизайну в Америке и Франции. Он ассистировал известным дизайнерам вроде Юбера Живанши, Джеффри Бина, Ги Лароша.
Иссей Мияке не вдохновлялся западной культурой и одеждой, он занимался переосмыслением японской традиционной одежды. Он хотел создать необычные модели, которые бы были похожи на японские хаори, кимоно и т. д. Основная сложность в этом деле – создать гармоничный и красивый наряд, современный и не похожий на карнавальный.
Рисунок 1. Работа Иссея Мияке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первые его работы – майки с изображениями Джимми Хендрикса, Дженис Джоплин. Однако их портреты были нанесены на ткань не просто так, а в стилистике татуировок японской мафии. В этом направлении дизайнер продолжал работать и дальше – он использовал предметы чисто японской культуры в современной одежде. Так получились необычные и интересные сочетания. Так, в свои работы он вставлял элементы доспехов самураев, зонтики, фонарики, стеганую одежду.
Японские дизайнеры начали использовать старые материалы по-новому. Новые технологии помогали в том, чтобы по-новому обрабатывать известные давно материалы, находить новые техники росписи и т. д.
В коллекции 1998 года у Мияке появился трикотаж, который напоминал по своим свойствам и внешнему виду кокон. Он полностью обволакивал, приспосабливался к телу человека. Дизайнер открыл новый способ создания трикотажных вещей – он предложил использовать кусок ткани и не раскраивать его заранее, а формировать одежду уже непосредственно на теле.
Рисунок 2. Одежда в стиле оригами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особое внимание дизайнер уделял плиссированным тканям и фактурному трикотажу. Он создал новую структуру вещей, придал им архитектурность. В настоящий момент подобный стиль носит название оригами.
Рей Кавакубо создала необычный стиль, открыв девушкам мужскую одежду. Название ее бренда буквально переводилось «как у мальчика». Она выступала за свободу самовыражения, не хотела находиться в рамках моды. Из-за этого ее работы настолько неповторимы. Ее одежда отрицала все гендерные и социальные различия, она уравнивала людей.
Рисунок 3. Платье из бумаги. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В ее коллекциях много летящих и струящихся тканей, которые скрывают фигуру. Многие предметы одежды, которые создала Рей Кавакубо, были как будто бы сделаны не до конца. Она применяла в работе старые куски ткани, использовала новые материалы вроде бумаги. Одежда Кавакубо сливалась с природой, была порой асимметрична и странна.
Йоджи Ямамото творил в похожем с Рей Кавакубо стиле. Он также демонстрировал незаконченность, лохмотья, свисающую ткань. Он диктовал отказ от традиционной моды. Многие его работы были асимметричны, большая часть сделана из необычных материалов. Среди них – дерево, ковролин. Он использует новую технику создания одежды – не шить, а скручивать ткань.
Рисунок 4. Платье из дерева. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Японские дизайнеры открыли новый мир современного дизайна – свободного, высокотехнологичного и вызывающего.