Что такое светотень
Светотень – это средство передачи в рисунке реальных предметов, объема данных предметов, их расположения относительно других предметов.
При помощи светотени стало возможным передавать на холсте форму, фактуру и размеры предметов таким образом, чтобы казалось, что предметы реальны. Свет также позволяет передать атмосферу среды вокруг предмета.
Освещение в натурной постановке
Можно формально разделить виды освещения на:
- освещение для натюрморта;
- освещение для натуры.
Нужно понимать, что освещение натуры – выставление света либо на реального человека, либо на гипсовое оборудование. Основная цель данного вида освещения состоит в том, чтобы подчеркнуть все конструктивные особенности формы.
То есть, необходимо сделать так, чтобы художнику форма и конструкция были ясны, он мог четко видеть строение, костную основу, мышечную пластику, средства создания формы. Кроме этого, стоит подумать о красоте светотени на форме.
Самостоятельно выстроить свет получается не у всех художников. Первая проблема самостоятельного выстраивания света состоит в том, что нужно осознавать, на чем делать акцент. Получается, что художник заранее должен понимать, как устроена натура. Вторая проблема состоит в том, что бытовые светильники не подходят для выстраивания освещения, как и размер пространства для рисования. Однако дома можно сделать неплохое общее освещение, посадить натуру у окна, чтобы было больше видно форму.
Освещение для натюрморта нужно подбирать так, чтобы создать гармонию светотени. Тени бывают:
- размытыми;
- растягивающимися;
- маленькими;
- перекрывающими предметы и т. д.
После выставления красивой светотени, достижения гармонии тени и света, не составит труда передать саму форму в дальнейшем на холст. Покажем наглядно как меняется светотень в зависимости от освещения (рис. 1, 2).
Рисунок 1. Светотень. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Светотень. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунке 1 освещение располагают сверху, над самим натюрмортом. Из-за этого освещение не создает вообще никакой тени. Отсутствие теней делает рисунок тусклым, неинтересным, очень серым. На рисунке 2 освещение располагают перед композицией, однако постановка все еще не играет светом и тенью. В изображении как будто нет никакой динамичности.
Такие варианты постановки света очень сильно раздражают смотрящего, быстро начинают надоедать. Если на рисунке пропадают тени, свет и тень не смотрятся гармонично, рисунок с натуры не получится хорошим.
Посмотрите на рисунки 3. и 4. В двух вариантах свет выставлен с боковой части и сверху композиции. Из-за этого выделились тени.
Рисунок 3. Светотени. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунке 3. отчетливо видно, что тени выходят на первый план и становятся доминантой. Так быть не должно. При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что при таком освещении ближе к смотрящему стали именно тени. А уже за тенью прячется свет. В таком типе рисунка взаимодействие будет между ближайшей к смотрящему плоскостью и тенью. А все интересные элементы натюрморта находятся в задней части, которую подобным освещением человек просто может убрать из композиции. Она не будет живой.
Рисунок 4. Светотени. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунке 4. освещение не менялось, но поменялось его расположение. Свет придвинули вперед. Теперь освещение идет на второй план. На рисунке есть тени, подчеркивается форма предметов. Все в композиции находится в гармонии. Однако тени все еще мягкие.
Способы передачи света и тени на рисунке
Расположение источника света не сделает иную силу теней. С помощью смены положения освещения можно добиться другой длины теней. Также в случае изменение положения света можно сделать передачи формы предметов неясной.
Изменить интенсивность тени можно при помощи смены тональности. Необходимо создать контраст тени и света. Этот эффект можно добиться при помощи разных по силе лампочек. Попробуйте вставить в источник освещения более интенсивную лампочку, например, в 100 Вт. Именно так можно изменить интенсивность теней.
Большой контраст света и тени создается сильным светом. Однако стоит следить за тем, чтобы тени не стали черными. Всегда нужно помнить о гармонии между светом и тенью.
Как свет распределяется по форме
Свет и тень распределяются по объекту, формируя различные градации тона. Простыми тональными градациями являются тень, свет и полутень. Очень важно помнить, что все объекты, которые находятся в пространстве, подчинены следующему закону: свет при удалении становится темнее, а тень при удалении становится светлее.
Также на рисунке может быть блик. Он служит для передачи материала, из которого создан объект. К примеру, хорошие блики дает железо, тогда как матовая бумага и ткань не дают хороших бликов. Блик часто располагается на свету. Это самое светлое пятно в пространстве.
Рефлексом называют свет, который отражается от объекта или плоскости рядом. Почти все объекты могут дать рефлекс. Рефлекс находится в своей области, за тенью или в полутени. Он находится в подчинении у зоны, в которой находится: в теневой зоне рефлекс будет работать по правилам тени и наоборот.