Композиция в арт-дизайне
Приемы изобразительного искусства являются основой арт-дизайна. Законы композиционного построения, предполагающего грамотное расположение взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, обеспечивают создание динамичного объекта, визуально привлекательного и оригинального, вызывающего интерес и стремление уловить идейное содержание изображения, проникнуться его содержанием. Этому способствует гармоничное объединение всех элементов арт-объекта в рамках определенной концепции, несущей основной информативный посыл. Не менее важным свойством выверенного построения композиции является характер пластического движения формы (рис. 1).
Рисунок 1. Композиция «Сад фонарей» (автор Голова К., 2012 г.). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следование фундаментальным канонам изобразительного искусства обеспечивает достижение планируемого эмоционального эффекта, производимого арт-объектом. Целостность композиции, баланс и акценты способствуют привлечению внимания зрителя к основным элементам объекта, вызывая ответную реакцию в виде анализа, одобрения, сопереживания, критики, восторга. Таким образом происходит диалог с автором творческой работы, необходимый для утверждения его произведения как культурно-ценностного объекта, обогащающего средовое пространство города.
Парки и скверы – экспериментальные площадки арт-дизайна
Планирование установки объектов арт-дизайна в плотной городской застройке, насыщенной дорожно-транспортной сетью, не предполагает многообразия вариантов нахождения требуемой площадки для масштабных арт-объектов. Вместе с тем, площади перед вузами, театрами, торгово-офисными центрами, парковые зоны и т. д. позволяют экспериментировать, выявлять художественный потенциал, эстетический уровень объекта в средовом пространстве города. При этом определяющим фактором визуального впечатления от объекта дизайна является композиция.
Например, интересный и перспективный эксперимент с текстурой и формой предпринят дизайнером при создании арт-объекта, установленного в небольшом скверике г. Краснодара (рис. 2, 3). Интересная находка автора, претендующая на роль композиционного центра, получила возможность реализации без учета ее масштаба в отдаленном уголке сквера, в стороне от центральной аллеи и площадок для отдыха, насыщенных парковой мебелью. Объект не имеет композиционной «поддержки», связи с окружением. Смысловая нагрузка объекта не выглядит достаточно обоснованной.
Рисунок 2. Арт-объект. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Арт-объект «Золотой петушок» в небольшом сквере г. Краснодара. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В то же время, менее масштабные работы дизайнеров в оживленной парковой зоне города Краснодара, размещенные в соответствии с функциональной территориальной «привязкой», смотрятся более оригинально и уместно рядом с эстрадными площадками (рис. 4, 5). Арт-объекты пользуются популярностью у детей и молодежи, гармонируют со средовым окружением, обладают определенным уровнем равновесия, пропорциональны, ритмичны. Композиционным центром являются музыкальные инструменты, концентрирующие внимание зрителя, второстепенные детали, последовательно переключающие внимание зрителя, выполнены мельче. Использованные материалы не нарушают единства с природной зоной парка.
Таким образом, объекты арт-дизайна, возникшего на основе интеграции декоративно-прикладного искусства, дизайна, скульптуры, архитектуры, способны выполнять функцию культурного обогащения средового пространства города, как ценные художественно-декоративные элементы, эмоционально транслируя творческую идею автора, при условии грамотного композиционного решения в пространстве и в соответствии с ситуативной обстановкой.
Рисунок 4. «В ожидании барда». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 5. «Рояль в кустах». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Арт-дизайн как авангардное искусство
Глубоко внедрившись в канву современного города, арт-дизайн использует геометрические формы, сложные конструкции, имитации, реальные архитектурные и др. статичные или движущиеся объекты, выполненные в различных масштабах и сочетаниях, с целью создания визуальных эффектов, наполненных идейным смыслом. Идеи свободного проектирования и свободы самовыражения дизайнера, протестных настроений и отрицаний канонов, лежащие в основе, так называемого, антидизайна, воплотились лишь частично в современном арт-дизайне. Несмотря на влияние философии свободы, реальное (вещное) воплощение объектов арт-дизайна аккумулировало в себе все приемы композиции: иерархию, симметрию и ассиметрию, ритм, пропорцию, цвет и т. д.
Реальные формы арт-дизайна представляют такие выразительные средства как символ, аллегория, ирония, имитация, представляя собой конкретные образы и смыслы. В этом их основная ценность для культуры современного города. Умеренность в свободе от условностей и идейная наполненность обеспечивают реализацию сути объекта дизайна. Гибрид опирающегося на композиционную классику авангарда – основное содержание арт-дизайна, стремящегося реализоваться в рамках современных городских агломераций. Нивелирование всевозможных границ и канонов, как идейное содержание арт-дизайна, в современной практике реализуется, по сути, в проектировании оригинальной образно-пластической, художественной формы утилитарного объекта композиционно согласуемой со средовым наполнением городского пространства.