Стандарты оформления газет
Стандартными форматами для газеты считаются форматы А4, А3, А2. Большой формат – А2 – применяется для областных и главных городских газет. Размер такой газеты – 420 x 594 мм. В подобных изданиях выделяют, как правило, 6 колонок.
А3 является стандартным форматом для газеты. Большая часть новостных изданий создается именно в этом формате. В них бывает от 3 до 5 колонок на полосе. А4 используется в качестве формата для изданий развлекательного характера, изданий о жизни студентов или корпоративных изданий. В них содержится 2-3 колонки.
Ширина колонки зависит от того, какого формата сделали полосы. Полосой называется запечатанная текстом страничная площадь. Основной текст набирают шрифтом, который удобен для чтения и понимания информации. Обычно это Times New Roman. Кегль шрифта – 8-9 пт. Вся информация о газетных шрифтах содержится в ОСТ 29.125-95 Газеты. Узкая колонка предполагает использование пропорционально меньшего кегля.
Шрифт заголовков различен, его размер варьируется от 12 до 36 пт. Заголовки располагаются на формат колонки или нескольких колонок. Перенос слов допустим только по смыслу.
Верстка газеты: главные принципы
Важной частью газеты являются колонки. В них находится основная информация издания. Основные правила работы с колонками:
- Количество колонок должно быть одинаковым на всех страницах. Можно уменьшить их количество для одной статьи на полосе.
- Строки текста в колонках, близких друг к другу, должны располагаться на одной прямой.
- Равное количество строк в колонках. Выравнивание последних строк происходит по прямой.
- Пробел между колонками текста – не менее 12 пт. В данное пространство можно поместить линейки и иные средства украшения. От текста украшения должны находиться на расстоянии не менее 6 пт.
- Расстояние от текста до колонтитулов должно быть равно пробелу между колонками текста.
Второй значимый элемент газеты – заголовок. Основные правила работы с ним:
- Заголовок делают пропорционально объему статьи. Этот же принцип работает и со значимостью заметок.
- Можно разместить заголовки на ширину одной колонки, нескольких колонок и всех колонок. Нельзя размещать два заголовка на одном уровне.
- Сноски размещают там, где на них есть ссылка. Сноски к общему заголовку добавляют в первую колонку.
- Заголовки из двух строк набирают небольшим кеглем – на одну ступень меньше, чем маленькие заголовки.
- Подзаголовки по теме набирают шрифтом в размере на 2 меньшим, чем заглавие. Подзаголовки внутри статей набираются кеглем 10-12 пт.
Неотъемлемой частью любой газеты является визуальная информация. Правила работы с иллюстрациями:
- Размер иллюстративного материала должен делиться без остатка на число колонок.
- Мелкие детали иллюстрации из-за плохого качества газетной бумаги будут искажены.
- Подрисуночные подписи набираются шрифтом с кеглем в 8 пт. Отбивка между изображением и подписью составляет не меньше 10 пт.
- Рекомендуется располагать иллюстрации и таблицы между абзацами.
Дизайн газеты
Хорошее внутреннее содержание газеты лишь часть возможного успеха издания. Грамотный дизайн составляет вторую часть успеха издания. За рубежом это поняли достаточно давно – в США примерно 30 лет назад организовали первое Общество газетного дизайна.
По результатам исследования, около 80 % читателей газет сначала смотрят на внешний вид полос, а уже потом рассматривают фотографии, заголовки и тексты. Лишь 25% читателей обращают внимание на тексты. Значит, что дизайн газеты действительно очень важен. Даже самые хорошие тексты могут быть похоронены под некачественным дизайном и плохими иллюстрациями.
К сожалению, в российском издательском деле до сих пор не пришли к мысли, что нужно обращать внимание, в первую очередь, на внешний вид издания, а потом уже на содержание. Редактор должен работать с командой дизайнеров и создавать красивый дизайн-проект своего издания.
Чем отличается верстка от компоновки
Верстка газета и композиционная подготовка – очень важные процессы в рамках выпуска газет. Алгоритм действий у них приблизительно одинаковый, но задачи различаются.
Отличия этих двух процессов находятся в области оптимизации отредактированных материалов. Прежде всего, компоновка занимается проработкой структуры содержания. Дизайнеры выстраивают, в какой очередности будут располагаться полосы, думают над конфигурацией статей, добавляют изображения. В общем, занимаются композицией газеты.
Главная задача верстки газеты состоит в том, чтобы поместить информацию на страницах газеты таким образом, чтобы читатель не испытывал трудностей при прочтении. К тому же, необходимо расставить акцента на самых важных посылах номера.
У материала после компоновки есть общая тематическое ядро. Однако для создания цельного номера только этого не хватает. Последние штрихи всегда за версткой – она позволяет упорядочить информацию и формирует единство из разрозненных частей.
Общие нормы верстки, на самом деле, очень условны. Целевая аудитория у всех газет абсолютно разная. И именно на нее нужно равняться. Если унифицировать верстку газет, то издания станут одинаковыми. Это скажется на продажах и падении популярности газет вообще.
Специфика верстки газет основывается на истории периодики в целом, этапах ее развития, традициях оформления газет, национальными предпочтениями и другими факторами, которые лишь косвенно относятся к технологии верстки.