Конструктивизм как направление
Некоторые современники конструктивистов критиковали новаторство этой группы. В начале 20-х годов 20 века в России появился конструктивизм как средство поддержки революционных изменений в политике. Родоначальниками этого направления были В. Татлин, А. Родченко. Они провозглашали создание произведений народного искусства. В рамках конструктивизма начались опыты в сферах театрального искусства, строительства, дизайна продукции, типографии.
Из-за того, что в России революция прошла успешно, идеи конструктивистов охватили другие страны, в которых только начинали задумываться о смене власти. В Польше выставка конструктивистов впервые прошла в 1923 году. Там выставляли свои работы Владислав Стшеминский, Хенрик Берлеви и др. Эти художники занимались не только живописью, но и рекламой, типографикой.
В Германии был создан Баухаус, который буквально стал оплотом конструктивизма в Европе. Данная школа была призвана уничтожить все устаревшие идеи, убрать архаизмы из жизни современного человека, создать конструктивно-рациональное проектирование среды.
После появления в Баухаусе Ласло Мохой-Надь, в данной школе начали развивать идеи о применении типографии в рамках конструктивизма. Мохой-Надь говорил, что типографика - важнейший инструмент коммуникации. Он старался сделать сообщение более ясным и выразить его в самой лучшей форме. Надь соединил текстовые данные и фотографию в единую композицию. Художник назвал результат объединения типофото.
Герберт Байер был учеником в Баухаусе, а позже стал руководителем мастерской рекламы и печати в учреждении. Данная мастерская стала не просто местом изучения законов рекламы, а целой студией, где студенты могли заниматься графическим дизайном и коммерциализировать свой труд. Именно Байер понял, что нужно переходить от индивидуализма в печати к массовому производству. Байер ликвидировал заглавные буквы, изменил старый алфавит в готическом стиле, который применяли все газеты Германии, на более современный. Он понял, что даже продукты печати должны отвечать своим функциям – корректно доносить информацию. Из-за этого стоило отказаться от нечитаемого шрифта, странных рисунков и т. д.
В 20-х годах 20 века в Баухаусе был создан собственный шрифт для взаимодействия с обществом. Это был один из идеалистических шрифтов Байера. У руководителя мастерской получился геометрический шрифт, который не имеет засечек, при этом он был простым и понятным. Также в шрифте не было верхнего и нижнего регистра для букв, потому что Байер полагал, что их быть не должно.
Принципы коммуникации в рамках типографики
Баухаус создал собственные базовые принципы коммуникации в типографии:
- Печатные средства создаются на основе функциональности.
- Задача верстки в типографии – взаимодействие (печатные средства считаются графическими носителями данных). Коммуникация обязательно должна быть лаконичной, краткой, волнующей.
- Типографика должна обслуживать цели общества. Все составляющие формируются изнутри, обязаны обладать упорядоченностью. Также нужно обращать внимание и на формальное строение печатного материала – он обязан иметь понятные логические связи.
Как конструктивизм повлиял на типографику
Конструктивизм существенно воздействовал на типографику. В частности – на алфавит, принципы формального строения и верстки печатной продукции. Шрифты в конструктивизме переосмыслили латиницу. Все алфавиты формировались на базе штрихов – либо вертикальных, либо горизонтальных. Также в шрифтах были круги, диагонали, их не нужно было дополнительно оформлять. Конструктивистские шрифты не должны были быть похожи на почерк человека.
В рамках русского конструктивизма использовали небольшую палитру цветов. Очень часто это были простые цвета вроде красного, желтого и черного. В работах русских конструктивистов было много диагоналей, кругов, углов и т. д. Все произведения конструктивистов поражали воображение, шокировали.
Рисунок 1. Типографика Эль Лисицкого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Типографика Эль Лисицкого реализовала новые тенденции развития искусства. Многие работы художника не были понятны людям – на них изображались абстракции, геометрия. Он использовал яркие цвета, обычно не больше трех. Все его работы содержат огромное количество символов. Эль Лисицкий создал большое количество плакатов, обложек и иллюстраций для книг, а также наглядных материалов для пропаганды. Почти все его работы имели политический подтекст.
Он активно изучал и внедрял фотомонтаж, книжный дизайн. Эль Лисицкий изменил суть шрифта – он связал его с основной мыслью работы. Из-за этого буквы в его работах не становятся в единую строку, а как будто бы пляшут на строке. Именно с помощью шрифта можно добиться выразительности работы.