Развитие шведского дизайна
Королевство Швеция находится на юго-востоке Скандинавского полуострова. Это одна из самых больших стран в Европе по территории, но заселена она крайне мало. Примерно половина территории Швеции занята хвойными лесами.
Дл XIX века Швеция представляла собой крестьянское государство. Это существенно отразилось на характере ее культурного развития. Художественное самосознание этого государства формировалось на основе европейской традиции. В современном мире Швеция является одной из самых высокоразвитых стран, она обладает большим количеством экономических, культурных, политических связей с другими государствами.
Шведский дизайн вобрал в себя черты европейских и скандинавских стилей. Шведских мастеров дизайна даже называли французами северного региона, потому что многие французские тенденции использовались в шведском дизайне. Но заимствование из французской культуры было не бездумным – оно подвергалось творческому переосмыслению.
В XX веке традиции следовать французской моде сошли на нет. Предметы интерьера более не исполнялись из дорого материала, в работе не применяли драгоценные металлы и бронзу. Вместо этого мебель часто была украшена обычной резьбой, а в качестве материала для нее использовали ель и сосну. Этот период стал базой для дальнейшего развития всего шведского дизайна.
В это же время начинается сотрудничество промышленных организаций с дизайнерами. Это позволяло создавать конкурентоспособную продукцию с интересным и запоминающимся дизайном.
Значительно повлияло на становление шведского дизайна Шведское Общество прикладного искусства. Это Общество примерно с 20-х годов XX века занималось переустройством общественных мест – магазинов, больниц. Интерьер для этих помещений выбирался такой, чтобы он мог успокаивать нервы людей, радовать. Так стены были окрашены в светлую цветовую гамму, а в палаты поставили удобную и функциональную мебель. На улицах появилось большое количество стильно оформленных витрин. Профессия дизайнера во всех областях стала популярной благодаря именно этому обществу.
Основными достижениями дизайна Швеции начала века были достижения в области создания мебели, а также бытовых предметов. Значимыми фигурами этого периода являются А. Аалто и Г. Асплунд.
Шведский дизайн второй половины XX века
Одной из самых крупных фигур этого периода можно назвать Сикстена Сасона. Он являлся родоначальником шведского промышленного дизайна.
Творческой деятельностью он начал заниматься в качестве графика. Он составлял проекты для многих компаний, в их числе: «Электролюкс», «Хускварна», «Хассельблад», «СААБ». Он сформировал большое количество аппаратуры для быта, общественный транспорт и т. д.
Благодаря Гуннару Люнкстрему и Сикстену Сасону фирма «СААБ» начала выпускать автомобили. Первый их дизайн был основан на концепции простого покупателя. Машина была недорогой, но при этом дизайн ее был выразительным и запоминающимся. Кузов сделали обтекаемой формы, отдаленно он напоминал самолетное крыло. Сикстен Сасон вместе с этой компаний создал множество дизайнов для автомобилей.
Рисунок 1. Дизайн автомобиля Сикстена Сасона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Технологическое развитие Швеции было активным, поэтому в 90-х годах страна смогла создать первую модель маленьких мобильных телефонов. Большая часть стран даже не могла о таком мечтать. Одной из крупных фирм по производству телефонного оборудования является шведская компания «Эриксон».
Хуго Бломберг, один из инженеров компании, смог в 50-х годах создать первый телефон-трубку, который по своему весу не превышал 400 г.
Несмотря на то, что первооткрывателем в этой сфере была шведская «Эриксон», в конце века лидирующие позиции заняла финская компания «Нокия». Она обошла своего прямого конкурента в дизайне. Дело в том, что они создали простой и красивый дизайн, сделав своей целевой аудиторией детей и подростков. Они вместили в телефон интересные игры, сформировали вокруг него модную ауру.
Во второй половине XX века шведский дизайн меняет свою направленность. Теперь он направлен на человека. Эта человеконаправленность значительно повлияла на создание общественных пространств.
В дизайне использовались только приятные для человека цветовые гаммы, все конструкции должны быть удобными и эргономичными, каждая вещь работать для человека.
Основой для новой направленности в дизайне стали идеи о социальном партнерстве. Эти идеи отразились на специфике создания офисных помещений. Теперь офисные помещения были созданы в стиле демократической общины, которая ассоциировалась с клубом, племенем, коммуной.
Рисунок 2. Офис в шведском стиле. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждое рабочее место было расположено у окна для того, чтобы человек чувствовал себя во время работы намного комфортнее. Офисные здания формировались по принципу сложной застройки. Архитекторы создавали большое количество общественных зон. Комнаты для встреч и индивидуальные кабинеты больше не закрывались от общего помещения – они отделялись прозрачными перегородками.
Шведский дизайн для людей сформировал новую концепцию офисных зданий. Теперь они содержали все, что может потребоваться человеку во время работы – места для отдыха, кафе, магазины, фитнес-центр, бассейн и другие пространства. Офисные помещения не были выдернуты из общего пространства, а существовали внутри него. Это создавало ощущение камерности и уюта. Также в каждой зоне такого комплекса располагаются места для неформального общения, кабины для переговоров, места для сбора техники, места для принятия пищи.
Все перегородки между зонами офисного помещения в шведском дизайне сделаны из прозрачного материала, что уничтожает ощущение изоляции сотрудников. Благодаря таким перегородкам каждая комната перетекает одна в другую, создает ощущение более объемного пространства. Это формирует у сотрудника хорошее психологическое и физическое состояние.
Рисунок 3. Офис в шведском стиле. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ