Рисунок − как основной вид графики
Обучение графическому рисунку предполагает получение навыков карандашного (или с помощью мягких материалов) изображения человека, его портрета. Это требует всестороннего изучения как анатомического строения человека, изложенного в литературе специально для художников, так и изучения его психологии. Достижение портретного сходства и отображение характера в комплексе являются основной задачей начинающего художника, которую ему предстоит решать в процессе освоения курса. Владению навыками графического изображения человека уделяли большое внимание величайшие художники эпохи Возрождения, детально изучая его анатомическое строение, особенности фигуры, пластику движений, внешнее проявление эмоций. Сложившаяся веками традиция посвящать начальные курсы освоения профессии художника предмету графического изображения человека, стала основой академического образования студентов.
Свободное владение техникой рисунка одна из основных компетенций художника, дизайнера, архитектора, позволяющая образно и доступно выражать свои мысли, передавать чувства, изображать эмоции и впечатления, развивать творческое мышление, наглядно представлять конструктивные особенности объектов и предметов. К этому начинающий художник подходит постепенно, начиная с изображения простых форм геометрических фигур, их композиционного размещения, познавая специфику наложения теней и штриховки. Затем начинается ознакомление с особенностями изображения тела человека с помощью «Экорше». Гипсовые модели античных голов – особый этап академического курса, в процессе которого осваиваются навыки перспективного построения сложной формы, ее пластики и пропорции, совершенствуется графика.
Композиция и гармония
Одной из задач, решаемых в процессе графического изображения гипсовой модели головы, является грамотное расположение объекта на листе бумаги, соразмерив высоту и ширину. Практически это осуществляется с помощью легкого (без нажима) наброска карандашом, гармонично согласующем размеры модели по отношению к листу (как правило, формат А1, реже А2). При этом «воздух» вокруг головы не должен превышать объем и массу модели, но, в то же время, рисунок не должен занимать весь объем листа. Рекомендуется согласовывать расположение модели головы относительно вертикали, а глаз – относительно горизонтали и т. д. Эти простые приемы помогают гармонично расположить (уравновесить) изображаемый объект в рамках определенных параметров листа бумаги. Равновесие достигается также большим отступом от нижнего края бумаги до подбородка и меньшим – от верхнего края листа до макушки (рис. 1, 2).
Рисунок головы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Рисунок головы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Рисунок головы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Конструкция и перспектива гипсовой модели головы
Конкретизировать форму – задача очередного этапа рисунка гипсовой модели головы, ее массы. Четкими, энергичными линиями осуществляется построение лобной (мозговой) части и лицевого отдела. При этом нельзя упускать общий характер и пропорции рисунка. От центра переносицы до подбородка проводят (с легким нажимом) линию, учитывая угол наклона головы. Конструктивные особенности модели головы решаются с помощью изучения анатомических характеристик – мышц различных видов: мимических и жевательных. Лицевая зона подразделяется на следующие части: от верхней точки лобной кости до надбровья; от линии бровей до основания носа; от носа до края подбородка.
Определившись с основными конструктивными характеристиками, намечают форму лобной части, глаз, носа, губ, подбородка (в этой последовательности). Изображая условно, с легким нажимом карандаша, обозначают область жевательных мышц и виска, форму уха. Объемно-плоскостной характер изображения подчеркивает граненую форму объектов. Выбранный ракурс рисунка не изменяется, не зависимо от того, сколько занятий с перерывами будет продолжаться выполнение рисунка. Светотенью выявляют и конкретизируют форму. На этапе выполнения мелких деталей можно практиковаться в способах штриховки, прорисовывая их и доводя рисунок до совершенства.