Визуальная коммуникативная составляющая городской среды как объект дизайн-творчества
Визуальные коммуникативные средства городской среды призваны информировать, оповещать, запрещать, учить, пояснять, предупреждать, т. е. моделировать поведение человека в общественном пространстве. На всех этапах своего существования и в процессе развития коммуникативных практик, дизайн выступал основным орудием и средством безопасного взаимодействия человека с пространством. Рассматривая исторический аспект развития визуальных коммуникаций, необходимо помнить, что основной объем информации и знаний человек получает благодаря зрительному восприятию объекта или определенной ситуации. На этом основана теоретическая концепция дизайна, реализуемая практически в коммуникативной графике.
Опираясь на возможности знаковой символики, коммуникативный (графический) дизайн приобрел новые практики, вышел на уровень всеобъемлющего охвата городской информационной системы, эстетически преобразуя визуальную составляющую объектов и разнообразя городские ландшафты (рис. 1, 2). Функционально обеспечивая ориентацию человека в урбанизированном пространстве, объекты графического дизайна имеют не только утилитарное, организационное значение. Визуальные коммуникации обладают стилевым единством и разрабатываются с позиции определенных художественных приемов. Количественная ограниченность средств и приемов усиливает стилевое единство всей системы объектов.
Рисунок 1. Городская навигация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Указатель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стилевое единство разрабатываемого дизайнером-графиком объекта включает такие признаки как манера исполнения элементов, их художественное единство и композиционное построение, цветовая палитра, параметры, форма, технология воспроизведения. Все указанные выше признаки обуславливают эстетическую составляющую информационной системы, в определенной мере преобразующую средовое пространство города, позволяют рассматривать прикладную графику как изобразительное искусство, оказывающее положительное влияние на окружающую среду и психологический климат мегаполиса.
Пиктограммы визуальной коммуникации
Средствами графического дизайна на всех этапах развития коммуникативной среды города формировалась унифицированная система символов, доступных и понятных каждому горожанину, не требующая времени для прочтения, воспринимаемая зрительно, ассоциативно информирующая, запрещающая, предупреждающая, помогающая ориентироваться в пространстве. Знаковая система является максимально функциональной и эргономичной, востребованной на всех этапах развития коммуникативной сферы дизайна (рис. 3). Имея конкретную цветовую палитру в зависимости от назначения, знаковая система постоянно пополняется новыми символами во взаимосвязи с развитием городской инфраструктуры, информационной составляющей, появлением новых функций средовых объектов.
Рисунок 3. Визуальная коммуникация. Графический язык городской коммуникативной системы города. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методология разработки данного информационного ресурса и знаковых обозначений сформировалась на этапе развития прикладной графики, в процессе изучения свойств знаков и знаковых систем, являющихся идеальным объектом концепции функционализма. В настоящее время городская коммуникативная система, использующая пиктограммы, нашла широчайшее распространение, используется для вывесок и витрин магазинов, рекламной индустрии, дорожной сети, городского транспорта, маршрутных указателей, организации рабочих мест, специфики различного технического оборудования и других средств информации. Графическая символика обеспечивает упорядоченность пространства. Графический знак аккумулирует в себе сведения о среде, её назначении.
Внимание и продуманный подход к используемой пиктографики обусловлен функцией графики языка не только как элемента коммуникации, но и как части истории культурного развития человечества, вековом опыте использования символов и знаков. Стилистическая взаимосвязь современных знаковых систем коммуникации и древних символов возникла в процессе исторического развития графического искусства. Примером этому может служить футуристическое искусство и направление конструктивизма, исследующие пиктограмму и рассматривающие её как наиболее динамичную часть художественного произведения, самостоятельную ценную единицу формы выразительности. Востребованность знаковой структуры, провозглашенная футуризмом и конструктивизмом, утвердила функцию пиктографического знака, как элемента, объединяющего утилитарную и художественную составляющую.
Новая реальность визуальных коммуникаций городской среды
Инновационная трансформация коммуникативной системы современного мегаполиса связана с расширением визуального инструментария, использующего интерактивный арсенал и возможности сенсорного управления визуализацией информационного ресурса. Цифровые технологии выводят визуальную коммуникацию на совершенно другой уровень, иногда граничащий с виртуальным игровым полем. Несмотря на то, что, возможно, имеющая место новация носит ситуативный характер, данные объекты коммуникации, в определенной мере, обогащают культурное средовое пространство современного мегаполиса, учитывая современные стилевые тенденции и модные веяния.
Рисунок 4. Сенсорная визуальная коммуникативная система городской среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ