Социальный рекламный плакат – визуальное средство коммуникации
Социальная реклама является способом транслирования общественно-значимых ценностей. Это одна из важнейших составляющих информационного обеспечения социума. Как одна из форм массовой коммуникации социальная реклама призвана побуждать социальную активность, в первую очередь, молодого поколения. Это обуславливает характер ее содержания и визуальный эффект. Так, рекламные плакаты, призывающие молодежь вести здоровый образ жизни, предполагают наличие креативного информационно-изобразительного содержания (рис. 1).
Рисунок 1. Рекламный плакат общественных молодежных организаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Значимость социального рекламного плаката обусловлена необходимостью пропаганды идеологии государства в области традиционных для общества морально-нравственных, культурных ценностей. В этом ключе задача дизайнера – изобразительно-шрифтовыми средствами плаката донести до сознания общественности наиболее актуальные проблемы социума, ярко и образно сообщить о проводимых общественно значимых мероприятиях (выставки, форумы, конкурсы, фестивали и т.д.) (рис. 2).
Рисунок 2. Плакат фестиваля социальной рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рассматривая значимость рекламного плаката, связанного с социальной тематикой, необходимо упомянуть о том, что это реальное средство управления общественным мнением и сознанием, что требует от дизайнера-разработчика плаката глубокого понимания его тематического содержания и восприятия объекта дизайна как мощного коммуникативного ресурса. Помимо грамотного художественно-иллюстративного оформления плаката, требуется некоторое познание основ лингвистики для разработки текстового содержания. Выбор шрифта должен полностью соответствовать идейной тематике проектной разработки и составлять единой целое с изображениям.
Иллюстративно-текстовые акценты социального плаката
Акцентирование рекламного посыла социально ориентированных плакатов, связанных с государственными празднованиями, достигается использованием цветовой палитры сакрального смысла: белый, красный, черный (рис. 3). Рекламные плакаты, содержание которых связано, например, с экологической тематикой, сопровождаются лаконичными, текстами и слоганами, являющимися идейным и композиционным центром на фоне «мягкой», гармонично сочетающейся цветовой палитры и иллюстрации текстового сообщения (~50 х 50 %) (рис. 4). Реклама общества защиты животных характеризуется изображением на плакатах фото, коллажей, рисунков животных, требующих защиты человеком. Изображения, как правило, располагаются в центре композиции, вызывая эмоциональную реакцию: сочувствие, сострадание, стремление оказать содействие. Яркие, броские, лаконичные сообщения (часто от имени животных) сопровождают иллюстративную составляющую (рис. 5).
Рисунок 3. Плакат "7 ноября". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 4. Разумное потребление. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 5. Защита животных. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Шрифты и слоганы социального рекламного плаката
Тематика социальной рекламы, отображаемая визуальными средствами, довольно обширна и контрастна. Это пропаганда отказа от опасных для жизни и здоровья человека привычек, реклама культурных и спортивных мероприятий, призывы хранить семейные ценности, беречь природу и т. д. В этой связи актуален выбор дизайнером соответствующего содержанию шрифта. Из имеющегося в арсенале дизайнера обширного набора шрифтов для текстового сообщения, транслируемого государственной социальной рекламой по заказу различных государственных институтов и других учреждений наиболее приемлемы четкие, официальные (часто рубленые или используемые для новостной печатной периодики) шрифты (например, Arial, Tahoma и др.). Общественная плакатная социальная реклама различных фондов, союзов, объединений и других организаций, пропагандирующая проведение культурных мероприятий использует более разнообразный набор шрифтов и их вариации (от Times New Roman до различных вариантов Monotype Corsiva и др.).
Лаконичные текстовые сообщения социального рекламного плаката – слоганы, лозунги, призывы и т.д. требуют более тщательного подбора и редакции с точки зрения содержания, корректности и лингвистики. Часто используются рекламные слоганы, содержащие противопоставления, например, «Не стыдно убирать, стыдно мусорить!» или «Люди переходят дорогу по правилам, бараны – где придется!». В этом случае положительное (идеальное) действие противопоставляется отрицательному, что требует соответствующего контрастного изображения (возможны цветовые контрасты). Серии рекламных плакатов, пропагандирующих доброе, сочувственное отношение к животным, основаны на текстовых сообщениях, вызывающих положительные эмоции и желание присоединиться к акциям в их защиту, например: «Забота о животных продлевает жизнь и обогащает ее радостью общения», что также потребует от дизайнера соответствующей визуализации образов. Таким образом, многочисленные тематики социального рекламного плаката стимулируют дизайнера на творческий поиск, важность и ценность которого определяется его ролью в общественной жизни социума.