Театр – храм искусства или мастерская?
Дискуссии о роли и значении театра в культурной и общественной жизни социума не утихают многие годы на фоне революционных социальных перемен, НТР, феномена масскультуры, охватившей общество. Вместе с тем, театр живет, развивается, сохраняет существующую и обретает новую аудиторию, трансформируется, не теряя связь с традициями, участвует в формировании идентичности социума, культурно-нравственном воспитании человека. Монументальная, величественная архитектурная классика театральных зданий и облик внутреннего убранства, медленно гаснущий свет зала, подготавливающий зрителя к восприятию сценического действия – все это магия театра. Однако за всем этим театральным волшебством стоит кропотливая творческая деятельность всего коллектива, позволяющая охарактеризовать театр как «мастерскую художника».
Отображение всех нюансов и оттенков театральной деятельности, величия и значимости роли театра в общественной жизни - дело художника, «конструирующего» имидж театра в массовом сознании. Формируя образ театра, художник использует разработанный им индивидуальный изобразительный ряд, представляющий данный объект. На основе изучения деятельности и истории конкретного театра, его ведущих актеров, значимых режиссерских работ, обращаясь к наиболее известным аналогам и т. д., художник-дизайнер создает яркий, запоминающийся графический образ, используя такие средства как рекламный проспект, театральная программа, сайт, театральная афиша (информационная афиша о сезонном репертуаре и афиша конкретного спектакля).
Театральная афиша – объект коммуникативного дизайна
Соответствующая имиджу театра и характеру содержания пьесы, театральная афиша несет информативную функцию. Организованная композиционно и эстетически афиша является предметом коммуникативного дизайна и одновременно обогащает средовое пространство города объектами проектно-художественного искусства. В этой связи разработка театральной афиши является для художника-дизайнера достаточно ответственной областью творчества. Известно, что человек зрительно воспринимает более 80 % информации, впитывает ее, анализирует и реагирует соответствующим образом, что предполагает перспективу передачи дизайнером идейного содержания рекламируемого объекта с помощью визуальных (графических) элементов целевой зрительской аудитории для запоминания.
Разработка афиши для репертуарного театра
Театр XXI века многолик и разнообразен. Новаторство и различные стилевые веяния создали довольно размытое представление о драматическом театре, как классическом искусстве. Лицедейство и поисковые пластические эксперименты, характерные также и для культурных творческих метаний постреволюционной России прошлого века, отрешившись от классических канонов, наводнили театральное пространство, породив инновационные способы рекламирования зрелищных постановок и смелых экспериментальных творческих работ. Интерактивные афиши, всевозможные футуристические коллажи, стилизации и инсталляции представляют характер содержания современных объектов зрелищного искусства в поиске своего зрителя.
Несмотря на многообразие современных способов и средств рекламы, классическая композиционно-художественно организованная театральная афиша, твердо отстояла свои позиции, утвердившись во времени. Репертуарный (академический) драматический театр не утратил своего значения благодаря единству классической драматургии, востребованной во все времена, и эмоциональных, тематических пьес современных драматургов, творческим усилиям театральных коллективов, художественному оформлению спектаклей и рекламной афише, формирующей имидж театра и его позицию в культурном пространстве социума. Классическая драматургия, являющаяся ядром репертуара драматического театра, представляет для дизайнера обширный материал для воплощения авторского видения литературного материала художественными средствами (текстура, фоны, цветовая палитра, образы и т.д.), передачи атмосферы спектакля (рис. 1, 2, 3).
Рисунок 1. «Гроза». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Афиша. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. «На дне». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Разрабатывая идейное содержание театральной афиши, дизайнер ориентирован на содержание пьесы и конкретную целевую аудиторию. Например, по данным статистики возрастная категория зрителя 40-45 лет и старше предпочитает театральную классику, молодежная аудитория от 20 до 25-30 лет − охотно посещает театральные постановки, посвященные любви, дружбе, проблеме самоопределения. Ставя перед собой задачу заинтересовать и привлечь потенциального зрителя, дизайнер ищет наиболее актуальные, оригинальные художественные приемы рекламирования каждого спектакля. Опираясь на лучшие образцы театрального плаката, современная афиша драматического театра разрабатывается как дизайн-объект, насыщенный эмоциональным окрасом, контрастами, динамикой, характерными образами и текстовым содержанием с использованием комбинации сочетающихся шрифтов в гармонии с изображением.
Визуальное решение эффективной с позиции коммуникативного дизайна театральной афиши не предполагает использование фотографий и фотоколлажей, иллюстрирующих сцены из спектакля, поверхностно раскрывающих сюжетную линию. Наиболее интересной для зрителя будет представление авторского художественного образа постановки, привлекающего внимание и вызывающего интерес к анонсируемой пьесе, побуждающего к осмысливанию содержания того или иного произведения. Присутствие метафор, символов, оригинальной шрифтовой графики и цветовых решений в едином стилевом ключе обеспечит предмету дизайна статус проектного искусства. Загадочность представленного на плакате художественного образа, интригующего зрителя, питающего его воображение, заставляющего принять участие в театральном действии, гарантировано обеспечивает расширение целевой аудитории. Данная тенденция является наиболее перспективной, соответствующей коммуникативной и эстетической функции дизайна.