Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психофизиологическое воздействие цвета на зрительное восприятие детей младшего школьного возраста на уроках ИЗО

Изобразительное искусство – инструмент познания и отражения реальности

Одним из основных способов реализации творческого потенциала ребенка в социуме является его взаимодействие с искусством. Активация эстетических потребностей и развитие навыков использования знаково-символического содержания художественной деятельности, как способа коммуникативной адаптации в обществе, происходят уже на ранних этапах образовательного процесса. Уроки ИЗО, в данном контексте, выполняют образовательную, воспитательную, социальную и, в определенной мере, терапевтическую функции.

Развитие цветовых восприятий в рамках обучения в школе детей младших классов, способствует обогащению их зрительных представлений, тренировке зрительной памяти, формированию образного мышления, воображения, ассоциативных восприятий. Все это помогает детям адаптироваться в обществе, образно воспринимать реальность. Чувственное восприятие реального мира ребенком развито значительно в большей степени, чем рациональное сознание взрослого человека. В этой связи цвет, обладающий определенными волновыми характеристиками, имеет огромное влияние на формирование детской психики.

Влияние цвета на эмоциональную сферу ребенка

Недостаточное владение контролем чувств и эмоций у ребенка, чуткое, подчас очень нервозное, восприятие происходящих вокруг событий – все это возможно корректировать с помощью цветового окружения, в том числе на уроках ИЗО. Педагогические навыки преподавателя младших классов, знающего об отличии цветовосприятия ребенком и взрослым человеком, его профессиональная интуиция позволяют добиваться значимых положительных результатов в области развития эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Особенности цветового воздействия

Начальный этап обучения ребенка наиболее значим для осознания процесса цветовосприятия, проявляющегося в действенном, практическом, осмысленном отношении к цветовой палитре. Этому способствуют различные методики изучения цвета как физического и художественного фактора, в упрощенной, доступной для ознакомления младшими школьниками (учитывая современный уровень развития ребенка 6-9 лет) форме. На уроках ИЗО в школе первой ступени возможно развивать понятие о систематизации и комбинировании цветов, представления о живописи как воплощении цветов окружающего мира, колористике и многое другое.

«Психофизиологическое воздействие цвета на зрительное восприятие детей младшего школьного возраста на уроках ИЗО» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Формирование сенсорно-чувствительной сферы у ребенка под влиянием цвета также является важным направлением образовательной деятельности, реализуемым на уроках ИЗО. Наиболее яркое позитивное впечатление на ребенка (начиная с младенческого возраста) производят такие цвета как красный, оранжевый, желтый в силу особенностей, вызываемых ими нервных импульсов. Положительными для восприятия цветами являются спокойный зеленый, холодноватый голубой (холодный синий), теплый бежевый. Негативными для восприятия ребенка являются темные (загадочные и зловещие) цвета. Все это – объективная основа для зрительных ощущений, основанных на физических и психофизиологических закономерностях рецепторной деятельности, которыми можно апеллировать в процессе преподавания детям предмета «изобразительное искусство».

Развитие художественного восприятия цветовой палитры и смешения цветов у младших школьников оказывает воздействие не только на психический аппарат, но и затрагивает область эмоций и характер ребенка, прививая желание к познанию окружающего нас мира, стимулируя мышление, как активную форму творческого отражения действительности. На уроках ИЗО ребенок, основываясь на своем восприятие цвета, осознает изобразительную силу цвета и эстетику цветовых сочетаний, раскрывающих содержание идей и чувств, приходит к пониманию цветовой гармонии, возможности интерпретации мысли с помощью цветовых сочетаний, открывает путь к самовыражению (рис. 1, 2).

Дети рисуют. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дети рисуют. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Восприятие цвета ребенком. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Восприятие цвета ребенком. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 04.10.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot