История развития послевоенного дизайна в США
Дизайн сильно повлиял на экономическое развитие США. Он способствовал появлению конкуренции на американском рынке. Однако в 60-х годах дизайн в Америке начинает испытывать проблемы. Новые общественные, экологические и политические проблемы, которые появились в промежутке между 60-ми и 70-ми годами, способствовали тому, что дизайнеры вынуждены были пересмотреть собственное положение в обществе, в результате чего начали появляться новые дизайнерские направления.
Так, Виктор Папанек стоял у истоков дешевого гуманитарного дизайна, направленного на создание предметов для развивающихся государств, небогатых американцев, а также пожилых людей и инвалидов. Более того, в законодательстве появились статьи, регулирующие вопросы ответственности производителей за качество товаров, что способствовало тому, что дизайнеры начали уделять больше внимания вопросам безопасности и надежности изделий. Эстетика отошла на второй план, на первом были комфорт и безопасность.
Активно начали использовать современные технологии. Так, Бакминстер Фуллер призывал дизайнеров использовать дизайн для того, чтобы сделать Землю новым прекрасным миром, в котором компьютеризация сформирует потребность в главенстве общечеловеческих ценностей над частными и национальными. Многие дизайнеры посчитали, что идеи Фуллера слишком утопичны. Однако именно они сильно повлияли на дизайнеров, которые начали развивать компьютерный дизайн.
Слом авторитетов вел к тому, что началась революция в дизайне. Молодые дизайнеры отвергали принципы изящности форм, поэтому основным источником вдохновения для них стала массовая культура – комиксы, простые американские закусочные. Начали использовать в дизайне пластик, хромированный металл, гиперболизировать размеры предметов, например, как это произошло с автомобилями 50-х, у которых хвостовая часть была огромна по размерам.
Рисунок 1. Buick LeSabre. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 60-х годах американский дизайн стремился с одной стороны к сохранению принципов чистого искусства, а с другой – к созданию коммерчески успешной продукции. Из-за этого промышленный дизайн вобрал в себя огромное количество плюралистических концепций.
Начали появляться новые материалы, которые позволили больше экспериментировать с цветами, формой и текстурой. В этот же период активно развиваются небольшие фирмы, которые занимаются компьютерным дизайном.
Специфика американского послевоенного дизайна в США
Считается, что именно американский дизайн сильнее всего повлиял на культуру 20 века. Дизайнеры этой эпохи стали общественными дизайнерами, которые понимали, что нужно обществу и экономике. А. Пулос в собственном труде об истории американского дизайна высказывал мнение, что дизайн являлся дрожжами американского образа жизни. По его мнению, проектная культура напрямую связана с формированием американцев как нации. Он считал, что американцы являются первой нацией, которая была как будто бы искусственно созданной культурой, то есть сформированной под воздействием сознательных и продуманных действий людей.
Также А. Пулос высказывает мнение, что США сделали огромный вклад во всемирную культуру. Именно благодаря им во всем мире доступны промышленные продукты самого высокого качества. Ученый считает, что дизайн Америки сформировался под влиянием пуританской этики. Основными чертами американского дизайнера он считал желание сэкономить средства и время, любовь к природе, самоуверенность, а также практичность.
Однако, как считает А. Пулос, у американских дизайнеров послевоенного времени нет чувства ответственности за все, что они совершают перед лицом общества. Такое мнение было связано с распространенной в то время концепцией запланированного устаревания промышленных товаров. Дизайнеры считали, что людям нужно давать только то, что они желают. Из-за этого появилось огромное количество имперсональных товаров, ненужных предметов, которые создавались по запросу общества.
В этот же период возрастает роль имиджевой составляющей в дизайне. Имидж работал в качестве одного из способов пропаганды дизайнерской деятельности в США. Далее распространился стайлинг, который с самого начала не был принят положительно. Стайлинг дополнил тенденцию к созданию имиджа продукции, что способствовало еще большему подстраиванию под желания потребителей.
В послевоенные годы дизайнеры в США работали на то, чтобы предметы, которые они создают, становились желанными. Ученик известного дизайнера Р. Лоуи писал о своем учителе как о человеке, который делал многое для того, чтобы все товары стали желанными. Он стал прародителем стремления сделать вещи осмысленными и одухотворенными.