Пластическое моделирование
Создание различных дизайнерских композиций предполагает формирование их моделей, которые дают понять, какова их пространственная структура, форма, цвет, фактура, пропорции и иные характерные черты.
Объемное моделирование позволяет развить пространственное мышление у человека. Вместе с тем человек учится чувствовать цвета, развивает визуальную память, пытается выражать свои чувства в художественной форме. Также такие композиции способствуют развитию оценки эстетических характеристик различных форм. Упражнение на создание плоскостных и пространственных композиций способствует быстрому пониманию объемов и расположения предметов пространстве.
Обычно такие композиции создают школьники, потому что подобные практики полезны именно для развития пространственного мышления у детей. Так, школьники учатся посредством упражнений перерабатывать формы, трансформировать плоские элементы в объемные и наоборот. Учащиеся в результате работы создают различные по сложности геометрические формы.
В процессе работы школьники должны понимать, какую связь имеют графические работы и создание макетов, и использовать умения, которые они применяют для создания рисунка. В большинстве своем, именно так создаются плоскостные композиции из бумаги.
Занятия по созданию плоскостных и пространственных композиций способствуют:
- формированию умений по созданию рисунков и чертежей;
- формированию правильного вкуса у учащегося в процессе создания цельной композиции;
- формированию навыков по пониманию ритма;
- формированию навыков понимания соразмерности целого и его составляющих.
Общие сведения о плоскостных и пространственных композициях
База композиции едина для абсолютно всех типов искусства. Все, что есть вокруг нас, построено по правилам композиции. Каждый предмет, созданный природой или человеком, сформирован на базе логических правил и гармонии элементов. Именно из элементов формируется целое – ясное и стройное по форме. При помощи формы можно понять содержание.
Существует несколько типов композиции. Все они обусловлены различными вариантами передачи пространства и целью изображения, передачей объема объекта. Фронтальная композиция, которую также называют плоскостной, развивается по двумя плоскостным координатам:
- горизонтальной;
- вертикальной – она подчиняет себе глубинную координату.
Человек воспринимает плоскостную композицию как движение вдоль самой композиции или же по направлению к данной композиции.
Объемная композиция развивается по трем координатам. Человек воспринимает ее в качестве последовательного движения вокруг композиции. Глубинно-пространственная композиция влияет на человека посредством правильного восприятия объема, плоскости, пространства, цвета, пропорций, фактуры и объема. Для создания данной композиции нужно понять, как создать гармонию внутри композиции.
У всех типов композиции существуют как особые, так и общие законы создания - акцент, ритм, нюансы, контрасты, асимметрия и симметрия.
Плоскостную композицию возможно назвать самостоятельной работой, которая выполняется в самых разных техниках. Для ее создания используется большое количество материалов, она формируется на плоскости определенного формата. Плоскостные композиции можно создавать при помощи карандаша, гелевой ручки. Также можно их создавать в виде коллажей, аппликаций из различных геометрических фигур, линий, надписей и т. д.
Объемная композиция создается при помощи сочетания нескольких элементов плоскостных композиций. Обычно составляющие такой композиции вырезаются из бумаги и склеиваются между собой в трехмерную модель.
Существует также переходная ступень между пространственной и плоскостной композицией – рельеф. Рельефом называют выпуклость на плоской поверхности. Школьники могут создать данную композицию посредством пластического моделирования плотной бумагой. На плоскости создаются различные бугорки, которые и представляют собой рельеф.