Дизайн и предметная среда на разных этапах развития общества
Исторические изменения в универсальной культуре мирового социума, связанные с этапами развития науки, техники, промышленности отразились на трансформации сознания и материального окружения человека в целом, внося коррективы в средовое предметное наполнение пространств различного функционального назначения (жилище, производственные помещения, городские ландшафты, архитектурная застройка). Как правило, перемены несут характерные специфические внутренние и внешние противоречия, которые частично регулируются творческим потенциалом дизайнера, призванного адаптировать человека к новым условиям его окружения, гармонизируя средовую и предметную обстановку.
В этой связи актуально системное изучение дизайнером сложной многоуровневой структуры и культурных основ предметного наполнения многочисленных пространств жизнедеятельности человека. Современная проектно-художественная деятельность по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер – искусство, творчество, опирающееся на комплекс инженерно-технических и естественнонаучных знаний, а также средства гуманитарных дисциплин – философию, культурологию, техническую эстетику, социологию, психологию, семиотику и др.
На этапе становления отечественного дизайна, у истоков создания проектного творчества, связанного с социально-функциональными и эстетическими проблемами формирования предметно-пространственной среды и стилеобразования, стояли известные художники и теоретики производственного искусства, заложившие основы стилей и терминологии промышленного дизайна, определившие основные принципы формообразования – учет общих потребностей человека, соответствие объемно-пространственной композиции требованиям технологического или функционального процесса, рациональное применение новых материалов и конструкций, использование достижений прикладных наук.
Индустриальная стадия развития проектно-художественной деятельности уже характеризовалась этапом обретения дизайном самостоятельного объекта проектирования, формированием фундаментальной методологии и проектного инструментария, способствующих значительному расширению предметных границ. Дизайн уверенно вышел в пространственную среду мегаполисов, синтезируя новые виды проектно-художественного искусства. Современные теоретики и практики дизайна анализируют и актуализируют проблематику преобразования предметного средового наполнения общественных и жилых пространств на всевозможных уровнях: от отдельных форм предметного наполнения до городских ландшафтов в целом, рассматривая образное восприятие человеком объектов окружения на функциональном и чувственно-эмоциональном уровнях.
Стилистическое единство предметного наполнения пространства
Создаваемый дизайнером проект предметного наполнения среды – это отражение его мировоззрения и художественного мышления, представлений об утилитарном и высоком, взаимодействии формы и окружения, формирующих определенный колорит и образ объекта (рис.1, 2). Концептуально, разрабатывая идею и планируя средовое наполнение объекта, дизайнер руководствуется преимущественно разработанным основоположниками проектного искусства положением о стилистическом единстве, ансамблевости объекта дизайна. Формируя пространства в условиях новой, современной коммуникативной среды, создавая технологичные и функционально организованные дизайн-объекты, наряду с решением частных задач, дизайнер обеспечивает гармоничное взаимодействие, композиционный контакт всех комплексов, подсистем и предметов, органично встраиваемых в средовое пространство.
Рисунок 1. Интерьер ампир. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Интерьер хай-тек. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунках выше представлены помпезность русского ампира и изысканность стиля хай-тек.
Роль и задачи современного дизайна в формировании предметной среды
Изменение уровня влияния дизайна на жизнедеятельность человека в современном обществе и всеобъемлющий охват художественно-проектной деятельностью практически всего предметного мира, способствовал также повышению уровня ответственности за всю предметно-пространственную среду. В интеграции с архитектурой и декоративно-прикладным искусством дизайну отводится важная роль в процессе стилеобразования с учетом национальных традиций, преемственности, художественного формообразования и т. д. в условиях усиления влияния НТР, специфики подходов к дизайн-деятельности, социально-экологических проблем.
Отражение всей современной проблематики в проектной культуре актуализирует четкую постановку задач средового дизайна в формировании предметной среды жизнедеятельности человека, усиление его социокультурной направленности. Органичное включение продуктов промышленного производства в средовое пространство, экологизация и традиционализм, гармонично сочетающиеся с высокими технологиями, гармонизация отношений человека со средовым окружением через предметное наполнение пространства, соблюдение основных ценностных установок дизайна и рационального баланса между функцией, формой и эстетическим содержанием. Не переоценивая морально-этическое влияние на человека создаваемого дизайнером предметного окружения, можно констатировать факт обеспечения гуманизации среды и общественного образа жизни в самом широком смысле.