Дизайн XXI века – традиции и тенденции
Сформировавшиеся принципы и концептуальные положения проектно-художественной культуры современности основаны на теоретической базе первых теоретиков и практиков дизайна эпохи индустриализации. Как известно, научно-технические разработки конца XIX − начала XX века послужили отправной точкой бурного развития промышленности и появления новой сферы художественного творчества – дизайна. Этому историческому событию посвящены музеи дизайна, а также специальные разделы дизайна в музеях современного искусства. Музейные экспонаты и литературные источники содержат информацию об истории дизайна, значимые образцы промышленного производства, выставленные для обозрения, имеют характерные черты эпохи индустриального формообразования.
Традиционные художественные ценности и опыт ремесел, взятые на вооружение промышленным дизайном и преобразованные с позиции инновационных взглядов и течений XX века, были объединены и трансформированы в философские теоретические воззрения и методологию дизайн-творчества, его социальную направленность. Базовые теории дизайна трактовались с позиции (художественного) композиционного построения, взаимодействия человека и машины, науки, ремесла и искусства. Значительную роль в популяризации идейных взглядов, тенденций, функций дизайна и его роли в общественной жизни сыграли специализированные и популярные периодические издания – журналы, посвященные истории развития, назначению и принципах дизайн-творчества. Для постиндустриального, информационного периода развития общества характерна смена приоритетов в предметном формообразовании и участие дизайна во всех значимых областях жизнедеятельности человека, однако основные каноны и принципы дизайна остаются незыблемыми, продолжается поступательное движение к осмыслению и обоснованию направленности специфической области искусства – дизайна.
Виды современного дизайна
Основанием для изучения специфики современного дизайна является всесторонний охват проектно-художественной деятельностью всех сфер предметного и средового формообразования, составляющих жизненное пространство человека. При этом в целях поступательного эволюционирования основные ценностные ориентиры дизайн-творчества, сформировавшиеся к концу XX века, диктуют приоритет культурно-исторических, художественно-стилевых, функциональных и эстетических тенденций, не взирая на выходящие за рамки традиционной трактовки дизайна авангардные взгляды современного постиндустриального общества.
Основными функциями дизайна является воспитание вкусов, поиск красоты в форме предмета, в сочетании материалов, текстур и фактур, коммуникативность, функционализм и рационализм, выразительность и цельность средового пространства. Этому служат в настоящее время различные виды промышленного дизайна: архитектурный, средовой (городская среда, интерьер), графический, ландшафтный, дизайн одежды, web-дизайн, авто-дизайн, полиграфический дизайн и др. Наиболее емким и многогранным является средовой дизайн, в рамках которого могут быть рассмотрены такие области дизайн-творчества, как коммуникативный дизайн, архитектурный дизайн, ландшафтный дизайн, арт-дизайн, виртуальный дизайн и др.
Графическому дизайну в современном обществе также отводится позиция лидера в силу охвата всего городского пространства художественно-проектной деятельностью по созданию эффективно функционирующей визуально-коммуникативной среды (реклама, печатные издания, мультимедийная практика, продукты дизайна, формирующие фирменный стиль и др.). Интерактивный дизайн (web-дизайн, звуковой и световой дизайн) рассматривается как исключительно современная специфическая область дизайна, хотя может быть рассмотрен и как творческая деятельность в рамках средового дизайна.
Переплетение и наслоение различных видов дизайна в настоящее время является характерной чертой постиндустриальной эпохи. Однако ряд областей дизайна является самостоятельной инженерно-технической или, например, архитектурной сферой, формирующей целостное, эстетически и функционально организованное средовое пространство мегаполиса. В середине XX века архитектурный дизайн способствовал появлению в средовом пространстве города помпезных ансамблей (жилых, административных зданий и комплексов), характеризующихся не только учетом действующих строительных нормативов, но и стилистикой парадной классики («советский псевдоклассицизм»), подчеркивающей величие народа-победителя (рис. 1). К концу XX века архитектурный дизайн отличался лишь некоторой декоративной отделкой фасада (рис. 2), а к началу XXI века комплексность застройки и элементы декора были упразднены полностью (рис. 3). Современный архитектурный дизайн располагает ограниченным набором инструментария для обеспечения характерной стилистики объектов, формируя целостность проектов с использованием преимущественно цветовой палитры в рамках типовой городской застройки.
Рисунок 1. Дизайн и архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Жилая многоэтажка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Типовая архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Средовой дизайн
Дизайн-организация пространства города направлена на гуманизацию среды и образа жизни человека в самом широком смысле, стабилизацию социума на пике урбанизации. Проектно-художественная деятельность в этом направлении рассматривается как элемент системы городской культуры, определяющая и поддерживающая равновесное состояние общества на фоне разнообразия социальных и национальных субкультур и, в определенной степени, обеспечивающая способность города, как социальной системы, к самовосстановлению в целях оптимизации жизнедеятельности человека.
Ландшафтное преобразование городских территорий с учетом архитектурных особенностей во многом зависит от дизайнеров-биологов, сочетающих в себе профессиональные навыки проектировщиков, агрономов, художников. Ландшафтный дизайн, как один из основных видов проектного творчества, востребован и многогранен. Благодаря профессиональному учету дизайнером всех особенностей конфигурации, зонирования, размеров, окружающей растительности, архитектуры городские парки и скверы стали лучшим украшением города. Преображение городских садов стало возможным благодаря общности образной системы, средств художественной выразительности, творческих приёмов, гармонично интегрировавших элементы французского регулярного сада, его ранних оригинальных вариаций в сочетании с романтичной гармонией русского садово-паркового искусства.
Рисунок 4. Ландшафтное оформление зеленых зон городской агломерации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 5. Ландшафтное оформление зеленых зон городской агломерации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Средовое наполнение жилых, административных, общественных и иных зданий зависит от созданного дизайнером комфортного, функционально оптимизированного, эстетически привлекательного интерьера. Эта область современного средового дизайна является достаточно востребованной и располагает огромным количеством стилевых возможностей для реализации проектных идей в духе современности (рис. 6).
минимализм городской гостиной с характерными акцентными элементами). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 6. Интерьерный дизайн (элегантный минимализм городской гостиной с характерными акцентными элементами). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Неразрывно связаны с дизайном интерьера такие виды современного дизайна, как арт-дизайн и дизайн мебели, помогающие гармонично вписывать в окружающую обстановку предметы искусства, создавать яркие акценты, компановать объекты единой стилевой и смысловой направленностью, создавая эксклюзивные дизайн-проекты.
Завоевание городского средового пространства футуродизайном – характерная примета современности (рис. 7). Дизайнеры представляют на суд горожан все более смелые новаторские проекты, реализация которых уже назревает в ближайшем будущем.
Рисунок 7. Футуродизайн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Образ и характер современного человека наглядно и ярко представляет дизайн одежды. Многообразие идейных находок и проектных решений представляют модельеры-дизайнеры одежды, представляющие на всевозможные подиумы авангардные коллекции для детей, молодежи, деловые и вечерние костюмы, одежду для участников шоу и театральных представлений, отдыха и спорта. Не менее востребованным является в настоящее время автодизайн, рекламирующий новейшие разработки науки и техники в адекватной дизайн-оболочке. Невозможно представить себе современное общество без присутствия печатной продукции, дизайн-оформление которой принадлежит профессионалам.
Таким образом, все упомянутые выше виды дизайна можно рассматривать как современные, востребованные и прогрессирующие.