Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Объекты дизайна: промышленное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда

Дизайн в промышленном производстве

Широкое вовлечение художественных сил в промышленность на этапе научно-технической революции значительно раздвинуло границы приложения сил дизайнера. Объектами дизайна стали практически все продукты промышленного производства. В этой связи дизайн-деятельность стали трактовать как художественное конструирование, дизайн в производстве или промышленный (индустриальный) дизайн. Рассматривая феномен дизайна в данном контексте, автор книги «О дизайне» В. Л. Глазычев писал:

«...достаточно часто «дизайн» означает собственно деятельность художников в промышленности, значительно чаще − продукт этой деятельности (вещь или система вещей), а иногда − область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях «дизайн» трактуется предельно расширительно и далеко выходит за рамки обозначения деятельности художника по решению задач промышленного производства»

Технический дизайн

Определение дизайна в контексте промышленного производства был в очередной раз сформулирован в 1964 г. на Международном семинаре по дизайнерскому образованию и звучал следующим образом:

«Дизайн − это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя».

Несмотря на некоторую пространность данной формулировки, ее целеполагание полностью соответствует содержанию проектно-художественного творчества в сфере производства.

Дополненное и обобщенное толкование сути дизайн-деятельности в условиях современности, включающее процесс разработки/проектирования всевозможных объектов промышленного производства формулируется как: «Дизайн (англ. design - проектировать, конструировать) − проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер. Объектами промышленного дизайна являются промышленные изделия (производственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.)».

«Объекты дизайна: промышленное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Наиболее объективным определением дизайна автор ряда статей, посвященных истории и проблематике дизайна, Ермолаев М.И. считает лаконичное и емкое определение: «Дизайн − это современное искусство художественного конструирования». Данное определение было сформулировано в результате анализа охвата дизайном принципиально новых промышленных изделий (рис. 1, 2), реновации продуктов, создания фирменного стиля и др. во всех сферах производственной деятельности человека.

Дизайн готового промышленного изделия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дизайн готового промышленного изделия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Процесс разработки дизайна изделия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Процесс разработки дизайна изделия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Форма как самоценная составляющая

Облагораживание внешнего вида объектов промышленного производства (машины, станки, механизмы и пр.) стало основной задачей дизайнера, обеспечивающего «высокие эстетические качества промышленной продукции в соответствии с актуальными представлениями массового потребителя о красивом» и, одновременно, способствующего исключительно достижению практических целей: «максимальная прибыльность для промышленной компании, производящей продукт, в создании которого дизайнер принимает участие».

Системное развитие дизайна, культивирующее представления о комплексном преобразовании средового пространства, предполагало поиски преодоления антагонизма между художественным творчеством и машинным производством, создавая оригинальные, эстетически безупречные, функциональные объекты средового наполнения (рис. 3, 4). Возникновение новых стилевых направлений в интерьере, бытовых приборах, костюме и др., привносящих гармонию искусства в действительность, стало одним из факторов формирования новой индустриальной культуры, а основополагающей идеей дизайна − создание эстетичных продуктов с высокими качественными характеристиками, разработка и использование новых технологий.

Образцы дизайнерской мебели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Образцы дизайнерской мебели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Образцы дизайнерской мебели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. Образцы дизайнерской мебели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Правовые аспекты промышленного дизайна

Технический дизайнер соединяет технологию, конструктивное решение и художественное оформление, создавая, тем самым, новый рыночный продукт. При этом любой объект промышленного дизайна, рассматриваемый как инновационный продукт, может быть запатентован. Достаточно наглядно это может быть рассмотрено на примере дизайна мебели (как элемента интерьера) (рис. 5, 6) или дизайна одежды, как объекта повышенного спроса на рынке, производимых легкой промышленностью. Патентование права на новую дизайн-разработку (незарегистрированного промышленного образца в рамках права интеллектуальной собственности) стимулирует творческую активность дизайнера, в первую очередь, молодых участников творческого процесса.

Образец инноваций дизайна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 5. Образец инноваций дизайна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Образец инноваций дизайна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 6. Образец инноваций дизайна. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Так, по мнению автора статей о правовой охране объектов дизайна Николаевой М. С. «…режим охраны дизайна одежды должен учитывать такие особенности изделия, как непродолжительный цикл жизни одежды на рынке в качестве товара, ее ориентированность на модные тенденции, потребности покупателей…». Неограниченное «поле» деятельности в данном контексте представляет собой направление дизайн-конструирования трансформируемой одежды в различных стилевых решениях, а также использование новых материалов (светящиеся объекты, светодиоды, автономное освещение, крутящиеся или движущиеся элементы костюма и др.).

Таким образом, огромный потенциал багажа проектных средств дизайнера в различных сферах промышленного производства позволяет создавать инновационную средовую атмосферу обитания человека, улучшать эргономику, функциональность, эстетику объектов дизайна, формируя, тем самым, образ культурного предметного мира и мира коммуникации.

Дата написания статьи: 06.08.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot