Функции садовых фигурок и архитектурных групп в ландшафтном дизайне
В ландшафтном дизайне садовые фигурки, используемые преимущественно для оформления малых садов, выполняют роль композиционных акцентов. Эти милые фигурки гномиков, животных, птиц предназначены для управления взглядом человека, акцентируя его внимание на ключевых объектах композиции (рис. 1, 2, 3). Помимо этого, садовые фигурки функционально являются организующим, объединяющим элементом композиции, ее логическим завершением. На большой площади сада, визуально кажущейся монотонной и однообразной, эти украшения вносят нотку разнообразия, одновременно создавая стилевое единство средового пространства. Особенно актуальны садовые фигурки в ранневесенний и осенне-зимний период в отсутствии пышной зелени и пестрого цветения клумб.
Рисунок 1. Фигурка для украшения малого сада. Гном. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Фигурки для украшения малого сада. Собаки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Фигурка для украшения малого сада. Петушок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Садовые украшения могут также выполнять функцию зонирования участка сада. Для этого дизайнеры используют сквозные архитектурные элементы, обрамляя пейзажные виды сада, акцентируя глубину композиции и разграничивая территорию. В данном случае используют групповые композиции элементов садовой архитектуры. Для садов, активно посещаемых горожанами, туристами, семьями с детьми, садовая архитектура используется для разграничения участков для парковки, для украшения парадного входа, клумб, дорожек для пеших прогулок, и т. д. Этот прием используется издавна. Многочисленными примерами этому служат исторические парки санаторно-курортных комплексов (например, парная композиция львов у входа в известный в РФ курортный парк г. Горячий ключ Краснодарского края), прибрежных парковых зон отдыха, тематических парковых комплексов и т. д.
Романтика сада
Садовые украшения – способ создания настроения. Романтика русского паркового искусства всегда предполагала оформление ландшафта с использованием скульптурных компонентов. Садовые украшения вносят в ландшафт элемент баланса, уравновешивая пейзаж, особенно на участках, неравномерно насыщенных высокорослыми деревьями и другими видами растительности. С помощью садовой жанровой скульптуры создаются оригинальные стилизации, погружающие посетителя в атмосферу романтики, уединенного отдыха, размышления о прекрасном. Поворот извилистой дорожки, петляющей в тенистом парке, может открыть пешеходу чудесный уголок, наполненный романтикой нежных цветовых сочетаний, хвойной растительности различных форм, ароматом лилий, тагетисов, пряных трав, в глубине которых гармонично будет представлена загадочная фигура юной мечтательницы с книгой или букетом цветов (рис. 4).
Рисунок 4. Романтический сад (зона уединенного отдыха). Девочка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Материалы для садовых украшений
Традиционно садово-парковые комплексы украшали гипсовыми архитектурными элементами. Использовалось ландшафтными дизайнерами и дерево: бревна, ветки, коряги, пни, а также природный камень и, частично, бетон. Менее востребованы украшения из пластика и керамики. При выборе материала для садовых украшений дизайнер всегда руководствовался главной идеей проекта: сказочный парк для детей или пейзажный комплекс, исторический, мемориальный парк или сквер, городской сад или сад камней и т.д. Главное условие выбора материала – гармония с идейным содержанием. Современный выбор материалов значительно расширился, позволяя дизайнеру реализовать всевозможные проектные решения.
Актуальным материалом для оформления ландшафта является полистоун, в составе которого акриловая смола и гидроксид алюминия. Этот материал достаточно прочен, не уступает по прочности природному камню, однако выполненные из него скульптуры хрупки. Популярными в ландшафтном дизайне стали фигуры из полированного металла, стекла, глазурованной керамики, зеркал и других материалов, с отражающей поверхностью. Такие объекты позволяют расширить пространство, создать иллюзию простора в границах малой площади. Из этих материалов создаются скульптуры и скульптурные группы в современном стиле, привлекающие внимание посетителей садов и парков своеобразием и необычностью, наполняющие средовое пространство оригинальными объектами дизайн-искусства.
Принципы размещения садовых фигур
Вписать скульптуру в ландшафт сада довольно сложно. Необходимо продумывать все детали и возможные ракурсы обзора объекта. Массивные садовые украшения (скульптуры) размещают одиночно, на отдельных площадках, не только в малых садах, но и в масштабных парках. Такие скульптуры, как правило, окружают аккуратно подстриженной живой изгородью из кустарниковых пород. Избыток элементов малой архитектуры в качестве украшений может испортить общее впечатление от объекта. Тематика скульптур должна быть хорошо продумана и обоснована композиционной идеей объекта.
Например, волнистый рельеф ландшафтного парка с небольшими возвышенностями предполагает в верхней точке акцент, тематически объединенный свободным (пейзажным) стилем с использованием натурального камня для создания скульптурной композиции у подпорной стены (рис. 5). На обширном пологом участке без высокорослой растительности визуально теряются маленькие скульптуры и всевозможные фигурки. Таким образом, между скульптурой и размерами объекта должно соблюдаться определенное соотношение, т. е. необходимо учитывать масштаб. Кроме того, все садовые архитектурные объекты должны быть выполнены из однородного материала.
Рисунок 5. Архитектурные акценты на возвышенности волнистого ландшафта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Массивные украшения чаще всего отодвигают на задний план, а маленькие фигурки размещают на переднем плане, на фоне растительности, иногда ставя их на небольшие постаменты различной высоты. Оформляя малый сад, дизайнер иногда стремится подчеркнуть его оригинальность и уникальность с помощью садового украшения (вертикального акцента). В этом случае фигуры, украшающие объект, размещают на свободной от растений площадке, на небольшой возвышенности. Высоту садовой скульптуры подбирают в зависимости от дальности обзора. При этом для визуального обзора должна быть предназначена только одна скульптура.
Элемент загадочности и ожидания сюрприза достигается размещением скульптуры в дальнем конце главной аллеи парка или тенистой прямой дорожки ландшафтного парка с загущенной системой формирования крон деревьев. При постепенном приближении к объекту взору открывается чудесное изображение лесной нимфы (классика все еще в тренде) или стилизованная скульптура рядом с водоемом. Размещение садовых украшений актуально на фоне подпорных стенок, т. к. они разбавляют визуальную монотонность, способствуя созданию контраста с фоном.