Основы графического дизайна
Композиционные законы правильного расположения взаимосвязанных между собой графических элементов в дизайне способствуют созданию динамичного, привлекающего внимание зрителя изображения. Как правило, это наиболее информативная, целостная центральная часть объекта. Зрительное восприятие изображения, к которому стремится дизайнер, достигается путем гармоничного, целостного объединения всех элементов вокруг центра. Максимальный эффект достигается не благодаря интуитивным ощущениям дизайнера, а в силу глубоких и всесторонних знаний канонов, излагаемых академическим (фундаментальным) образованием.
Направить взгляд зрителя на ключевые объекты (моменты) изображения, привлечь и удержать внимание, вызвать у него чувство восторга, понимание идеи (т. е. через сопереживание − ответную реакцию), помогает грамотно выстроенная композиция, в том числе с использованием простых геометрических фигур или с помощью варьирования композиционным центром (рис. 1, 2). Эти приемы характерны как для графического, так и для веб-дизайна, имеющих общие корни и составляющих единое произведение дизайна.
Рисунок 1. Портрет женщины из простых геометрических фигур (автор Икко Танака). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Размещение в композиционном центре графического образа (автор Сеймур Хваст). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Приемы композиции
Создание грамотного, эстетически эффектного и эффективного для восприятия дизайн-макета требует глубоких и всесторонних специальных знаний композиционных приемов: иерархического расположения объектов (главные и второстепенные элементы), симметрии и асимметрии (способы достижения композиционного равновесия и гармонии), ритма, пропорции (правило «золотого сечения»), цвета и др. С помощью этих приемов дизайнер устанавливает баланс, расставляет акценты, создает настрой.
Расстановка акцентов
Расстановка акцентов – ключевой момент создания композиции. Главный ее элемент – фокус, определяющий концентрацию внимания зрителя на важнейших деталях дизайн-объекта. От выбора точки фокусировки зависит эффективность передачи дизайн-идеи (рис. 3).
Рисунок 3. Композиционное и цветовое решение рекламного плаката в стиле конструктивизма (автор – русский авангардист Александр Родченко). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Визуальная иерархия элементов, баланс
Последовательное переключение внимания зрителя от центра композиции к деталям предполагает владение приемом масштабирования и правилами иерархии (мельче и бледнее). Это также является условием удачной композиции. Структурирование элементов в порядке их ценностных характеристик (текст, второстепенные элементы) можно осуществить с помощью уровня, параметров типографики, т. е. варьируя масштабом. При этом важно соблюсти баланс.
Симметричный баланс – симметрия достигается отражением элементов с разных сторон, что позволяет добиться абсолютной сбалансированности. Например, текст и графика размещаются симметрично, создавая баланс, визуальную гармонию. Ассиметрия – баланс создается благодаря ассиметричному расположению элементов. При этом и в первом, и во втором варианте необходимо достигать равновесия объектов (в соответствии с их значимостью).
«Белое» пространство композиции
Целенаправленное использование «белого» пространства или «воздуха» помогает повысить четкость и ясность дизайн-объекта. Нагруженным информацией и контрастными цветами изображениям «белое» пространство позволяет «дышать» и создает ощущение сбалансированности. Этот прием часто используется в веб-дизайне. Выстраивая интерактивную композицию дизайнер помнит, что это еще и средовое пространство, необходимое для визуализации объекта. При этом все элементы должны восприниматься целостно и составлять единую картину (рис. 4).
Рисунок 4. Пример веб-графики в дизайне. Композиционное решение для сайта, выполненное визуально эффектно и привлекательно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Привлечь внимание пользователя к определенному сайту можно благодаря сочетанию цвета, компоновки, акцентов. Цветовая гамма создает определенный настрой пользователя. Например, яркая, контрастная цветовая палитра – активный отдых и развлечения; мягкие, приглушенные тона природных ландшафтов, морского побережья ассоциируются со спокойствием и умиротворением (рис. 4) и т. д.
Особенностью создания интерактивной композиции (сайты, приложения) является использование, так называемой, модульной сетки. При этом подвижность объектов, создаваемых на компьютере, требует внимания в процессе использования сетки, чтобы динамические блоки не нарушали баланса. Этот прием помогает в создании композиции упорядочить на экране информацию, упростить восприятие, создать связь и иерархию между разделами, страницами.
К специфике разработки композиции в веб-дизайне относят также знание особенностей движения взгляда человека − посетителя сайта или пользователя. Траекторию взгляда при чтении текста и ознакомления с содержанием страниц сайта используют для акцентирования необходимой информации. На этом знании основано построение пути посетителя, оканчивающегося кнопкой выбора продукта.
В целом удачно созданная композиция в графическом и веб-дизайне обуславливает проявленный человеком интерес к объекту. Для этого необходимо использовать на практике базовые знания и правила композиции при выборе цветового решения, расположения объектов, иерархии элементов, продуцируя функциональный дизайн, стимулирующий положительный отклик у клиента и пользователя.