Процесс организационного структурирования элементов дизайна
Гармонизация взаимоотношений предмета дизайна и человека строится по канонам композиционного построения объекта, включающего такие категории как визуальная привлекательность, антропометрия, структура объекта. Эти категории являются основой методологии дизайна в области художественного моделирования. Системный подход к процессу проектирования предполагает учитывать взаимозависимости и взаимосвязи между человеком, предметом и средой, диктующие единение формы и содержания, структуры и функции.
Композиционное формообразование во всем своем многообразии призвано гармонизировать сущность проектируемого объекта дизайна с точки зрения культурологи, искусства, психологии, социологии и т.д. При этом данная функция присуща не только объектам проектно-художественных разработок, но и объектам технического формообразования, создаваемых индустриальным способом (рис.). Функционально организованная техническая конструкция наиболее эффективно реализует заложенную в ней утилитарную задачу, обладает надежностью, стабильностью, эффективностью, эргономичностью, безопасностью, рентабельностью, отвечает нормам антропосообразности и психофизиологическим характеристикам человека.
Рисунок 1. Композиция в пространстве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. 3d композиция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Формообразование зданий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунках выше приведены образцы проектов конструктивного (функционального) формообразования с элементами эстетики и гармонизации, чувственного и рационального
Художественное формообразование рассматривается шире и глубже, нежели техническое. Помимо утилитарных требований, сформированные на основе художественно-конструктивных принципов, объекты дизайна характеризуются эстетической привлекательностью (иногда превалирующей над функцией), имеют целью удовлетворения духовных и культурных потребностей человека. Гармонизация структурных элементов художественного формообразования обусловлена композиционным решением, переводя объект в разряд ценностного культурного компонента средового пространства, окружающего человека. Таким образом, взаимозависимость конструктивного функционала и художественного начала в формообразовании проявляется в синтезе пространственно-колористических решений, четкой организации элементов структуры и формы как единого целого, содержании культурной смысловой идеи.
Визуальная целостность формы
Композиционные принципы единства отдельных элементов и целого, соразмерности, соподчиненности и уравновешенности способствуют формированию целостности формы, создавая характерную стилевую особенность, художественную выразительность и оригинальность объекту дизайна. В средовом дизайне композиционная функция обеспечивается целостностью объекта, создавая комплексное эмоционально-прагматическое восприятие. Уровень проектных решений, созданных в данном ключе, претендует на звание «произведение искусства», характеризующееся ансамблевостью, преодолением несоответствий и разнородности форм и колористики элементов. Таким образом, визуальная целостность форм зависит от композиционного структурирования, выстраивания эстетических (художественных) взаимосвязей и согласованности элементов дизайна.
Задача композиционного формообразования
Содержание дизайн-идеи, передаваемое с помощью художественного формообразования, является доминирующим элементов проектной разработки. В этой связи композиция может стать решающим фактором конструктивного контакта со зрителем, активным способом воздействия на его чувства и эмоции, эстетические реакции. Принципы композиционной организации в средовом дизайне, представляющем собой комплекс различных форм и объемов, обусловлены разносторонним восприятием объекта, его объема, текстуры и др. в границах определенного пространства. Художественная выразительность окружающих зрителя форм и ландшафта должно характеризоваться целостностью и единством, положительно воздействуя на человека.
Композиционная структура в средовом дизайне характеризуется многоступенчатостью, т.е. наличием большого количества уровней (городской партер, коммуникационная структура, архитектурные ансамбли и др.). Это, с одной стороны, создает огромные возможности для проектного творчества, создания различных вариантов комбинационных систем и форм, а с другой – диктует соблюдение композиционного единства и активного взаимодействия всех частей целого – контрастов, ритмов, форм, стилей, преодоление неопределенности визуального восприятия жизненного пространства человека.