История дизайна
В научной среде до сих пор идут споры о предмете и методах дизайна, а также существует большое количество версий появления и развития этой дисциплины. Основные из них:
- Дизайн появился в момент, когда человек начал создавать орудия труда. Тогда он в первый раз понял, что нужно объединить функцию, форму, конструкцию, а также технику обработки материи.
- Дизайн является симбиозом художественного искусства и ремесла. Данную теорию представили У. Моррис и Д. Рескин.
- Дизайн появился только в 19 веке, а окончательно оформился только в 20 веке. Появление дизайна обусловлено индустриализацией и массовым производством предметов, которым нужна была интересная форма и привлекательный внешним вид.
- Дизайн является промышленным искусством. Появился он в 20 веке и утвердился в качестве основного элемента современной продукции. Дизайнеры в компаниях, по данной теории, являются основой, они создают фирменный стиль и воздействуют на коммерческую политику.
- Дизайн не является искусством, это лишь часть эстетики. Данную концепцию выдвинул Томас Мальдонадо, который выступал против коммерциализации искусства и полагал, что искусство не может быть оценено в деньгах, а потребительский предмет никогда не сможет стать произведением искусства.
- Дизайн не является ни частью искусства, ни частью инженерии. Это специфическая активность, которая соотносится с созданием новой творческой личности, которая может концептуально мыслить.
По мнению В. Ф. Рунге дизайн появился как особый вид активности и был обусловлен такими факторами, как:
- массовость производства;
- урбанизация;
- активное развитие техники, науки, применение технических достижений в быту (телефон, звукозапись, электроэнергия и т. д.);
- активный рост промышленности, рост конкуренции;
- опыт ремесленного труда;
- архитектурное и инженерное проектирование;
- переход от классики к импрессионизму и далее к постимпрессионизму;
- кризис общества и аналитики.
Главные этапы развития дизайна
В конце 19 века Готфрид Земпер начал активно призывать к тому, что нужно создать теорию эстетики, которая бы соединила форму из архитектуры и традиционное искусство. Еще в 60-х годах 20 века Ф. Рело написал книгу о стиле в процессе создания машин. В работе было сказано, что нужно делать машины более эстетичными, например, использовать стилизацию машинных опор из металла под архитектурные колонны.
В это же время во Франции формируется Союз прикладных искусств и промышленности. Несколько позже выходит в свет работа об искусстве в Средние века и эпоху Возрождения Ш. Ж. Лабарта. А. Ван де Велде, который был одним из основателей ар-нуво, в этот период писал о том, что в будущем будет возможно объединить искусство и технику. Тем не менее, данную идею он считал несбыточной.
В 60-х годах 19 века появилось общество, которое выступало против индустриализации и старалось утвердить силу ремесла. Эстеты считали, что массовое производство ведет к тому, что внешний вид у изделия, а тем более качество, сильно падают. Дизайнеры того времени пытались доказать превосходство ручного труда над потоковым производством.
В 70-х годах на одной из лекций по искусству Дж. Рескин применил термин «дизайн» для обозначения направления в искусстве. Позже он еще раз использовал данный термин для обозначения ручного труда мастеров Средневековья. Так, все люди, которые занимались ручным производством, получили название «дизайнеры», а мастеров, которые занимались массовым промышленным производством, стали называть трикстерами из-за того, что по мнению ремесленников они маскировали суть предметов стилизацией и декором.
Рудольф Розенталь и Хелен Ратцка применяли термин дизайн для того, чтобы обозначить какой-то эстетический проект, причем как в отношении ручного труда, так и машинного производства.
Отдельные составляющие дизайна появились в эпоху модерна. Они проявились в работах английских художников, например, У. Крейна, А. Макмердо, С. Имиджа и т. д., посвященных дизайну и ремеслу. Стиль ар-нуво послужил основой для становления дизайна в современном виде. Большую роль в становлении дизайна играли продукты Ч. Макинтоша.
Далее начинают постепенно открываться дизайнерские ассоциации, проводиться выставки, посвященные дизайну.
В 1938 году Генри Дрейфус создал собственный институт дизайна в Америке. Позже была создана ассоциация дизайнеров США. Уже в 40-х годах начали появляться европейские ассоциации, например, в Британии. Дизайн очень активно стал развиваться именно в 20 веке. Но во многих странах долгое время термин «дизайн» использовали только для того, чтобы обозначить традиционные ремесла, а также продукты декоративно-прикладного искусства.