Что такое садово-парковое искусство
Садово-парковое искусство – это творческое направление, которое специализируется на создании садовых и парковых объектов при помощи композиции, теории цвета и света, перспективы, природных и искусственных материалов.
Садово-парковое искусство – основа ландшафтного направления в архитектуре.
История садово-паркового искусства
Развитие данной отрасли началось еще в первобытном обществе. Люди старались обустраивать свои стоянки, защищаясь таким образом от агрессивного внешнего мира. Так были заложены основы ландшафтного дизайна и утилитаризму.
По мере того, как развивалось земледелие и рос уровень жизни людей, появлялось все больше возможностей проявить себя и свое внутреннее Я. Первыеобразцы садовых конструкций появились в Египте и Месопотамии в 20 веке до нашей эры. Египетские сады были формальными и обладали замкнутой композиционной структурой. Основой сада было главное здание, вокруг которого располагали водоемы. Также частью египетских садов были аллеи, открытые павильоны, пруды и клумбы. Они все строились на одном ритмическом рисунке. В садах Египта соединялись религия, эстетика и утилитарная функция.
В Месопотамии сады строили на насыпях, террасах. Они будто возвышались над основной частью города, обладали ступенчатой структурой. В подобном стиле были созданы известные «висячие сады», которые являются одним из чудес света. Этот удивительный сад был расположен на четырех террасных ступенях – они становились уже к верхней части. Внизу располагались деревья, а в верхней части высадили цветы и кустарники.
Рисунок 1. Висячие сады Семирамиды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В Средние века сады стали утилитарными – их использовали для выращивания еды. Они имели небольшой размер, строились обычно при монастырях или домах феодалов, крупных замках. В садах растили овощи и травы, которые использовались в качестве лекарственных препаратов. В декоративных целях выращивали розы, пионы, лилии, мальву, фиалки и т. д. Нередко высаживали в садах яблони и груши, тутовые деревья и вишневые деревья.
Сад разделялся при помощи дорожек на четыре части. В центре пересечения этих дорожек располагали либо розы, либо крест. Сады в основным были тихими, предназначенными для созерцания. Феодалы в своих садах растили цветы, делали аллеи, создавали розарии. В позднем Средневековье начали создавать большие сады, которые назывались прато. Они украшались фонтанами, цветниками, перголами и водоемами.
Садово-парковое искусство в период Возрождения было вдохновлено восточными традициями из-за крестовых походов европейцев. Сады начали делать в барочном стиле. Такие конструкции должны были органично продолжать дворцовую часть, т. е. в садах должны были быть «коридоры», «комнаты» и т. д. Сады того времени были очень дорогими стоимость их обустройства могла сравниться со стоимостью постройки нового дворца.
Сады делали ступенчатой формы, располагали на высоких и крутых террасах. Общее число террас было разным – от трех до десяти. Итальянские садовые конструкции были маленькими. Аллеи были небольшими и узкими. В садах было много деревьев и кустарников, которые создавали замкнутое пространство. Примерно в 17 веке ландшафтные дизайнеры стали делать большие сады, более эффектные и красивые. Они представляли собой объединения зеленых залов в анфиладу.
Все сады того времени отличались архитектурностью, в них использовали изменчивый рельеф, площадки и плиты из камня. Из камня делали все – скульптуры для сада, балюстрады, стены, гроты и т. д. В садах начали создавть бассейны и другие водные объекты, которые добавляли им живости.
Позже стало популярным топиарное искусство – на кустах начали выстригать невероятные рисунки. Популярными тогда элементами сада были деревья с большой кроной вроде дубов и платанов, живые изгороди из самшита или лавра. Начали сажать деревья, которые плодоносят и сбрасывают листву.
В это же время популяризируется боскет как новый садовый метод. Боскет формировался при помощи геометрических дорожек в саду, внутри которых сажали деревья. Их обрамляли живыми изгородями и другими посадками. Вся красота барочного искусства воплотилась в садах французского Версаля – роскошных и пышных.
Рисунок 2. Сады Версаля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В конце 18 века в ландшафтном дизайне стал популярным пейзажный стиль. Его базой была натуральность. В садах создавали лужайки, деревья сажали только группами, делали кривые дорожки, а водоемы создавали с извилистыми берегами. Также популярными стали малые архитектурные формы вроде павильонов и беседок. Все сады в данном стиле были огромными – в некоторых даже удавалось создавать озера при помощи дамб на реках. Дизайнеры специально высаживали леса для масштабности стиля.
В 19 веке мода на масштабность уходит. Ей на смену приходит мода засаживать сады однолетниками. Все элементы сада в это время зависели от положения цветников. Потом англичане придумали делать бордюры и газоны из однолетних трав – это создало новый тренд в садовом мире. Практически все начали создавать себе газоны.
Урбанизация способствовала тому, что городская архитектура соединилась с садоводством. В это время появился Центральный Парк в Нью-Йорке, который основан на концепте «кусочек леса в центре большого города». Стили уже в 19 веке начали активно смешиваться между собой. Последним закрепившимся в искусстве был модернизм, который прекрасно смешал технологичность и эстетику сада.
Рисунок 3. Центральный парк в Нью-Йорке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В настоящее время сады соединяют в себе достижения научно-технического прогресса в виде подсветок и средств ухода за растительностью и внешнюю привлекательность. В городах парки стали зонами отдыха с минималистичным дизайном – лавочки, извилистые дорожки для пешеходов и велосипедистов, небольшие лужайки, где можно сидеть и созерцать природу.