Первый этап развития российского дизайна
Самая сильная сторона российского дизайна – направленность на эстетическую составляющую. Зарубежный дизайн появился из-за того, что нужно быть увеличить уровень сбыта продукции. Русский дизайн появился на основе беспредметного искусства – чистого творчества.
Конструктивисты заложили основы дизайна в России. Они пошли по следам кубистов и импрессионистов, показав человеку, что через предметы можно передавать чувства. Они находились в постоянном поиске универсальных составляющих художественных форм, шли против реализма. Дизайнеры того времени поняли, что настоящая форма предмета – конструкция, структура, не внешняя привлекательность предмета, которая по своей сути субъективна. Основой дизайна начала 20-го века была конструкция. Она способствовала объединению дизайнеров различных художественных направлений.
Первый этап развития длился с начала 1917 по 1922 год. Дизайн на этом этапе создавался на базе производства и агитационных материалов. Главный объект для дизайнерской работы – декор обновленных форм социальной активности людей: парадов, праздников и т.д. В этот период создавали дизайн трибун для выступлений, конструкции для театральных представлений и агитационных выступлений, киосков и других элементов общественной жизни.
Разрабатывались новые стилистические приемы под новые художественные проблемы. Активно начал развиваться графический дизайн – начали создаваться новые типы плакатов, появилось новое оформление книг, рекламных материалов. Развитие театра повлияло на развитие конструктивизма. Так, появились совершенно новые подходы к оформлению сцен. Примером можно считать работы Всеволода Мейерхольда. Каждая вещь на сцене должна была в рамках конструктивизма быть полезной. Именно посредством конструктивизма представители беспредметности в искусстве были перенаправлены на создание чего-то цельного, функционального. В это время активно творят В. Татлин, В. Кушнер, А. Гана, А. Родченко, Л. Попова и другие дизайнеры. Центр их деятельности – ИНХУК, которым руководили конструктивисты А. Родченко, К. Медуницкий, братья Стенберги.
Рисунок 1. Работа А. Родченко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В дизайне в то время преобладал общественный заказ на агитационное искусство. Практически все художники, которые остались в стране после революции, вынуждены были перейти к конструкции от изображения.
В это время появляются также оппозиционные группировки дизайнеров. Так, сильно конфликтовали между собой «красные художники» и супрематисты.
Второй этап развития
Второй период развития дизайна в стране длился с 1923 по 1932 год. В это время появляется профессия дизайнер как таковая. Россия превращается в центр дизайна. В это время создается дизайнерская школа в рамках ВХУТЕМАС. Дизайнеры активно пытаются найти решение бытовых задач: разрабатывается внешний вид техники для быта, рабочих клубов, жилищ, а также общественных пространств. Доминантой все еще остается дизайн, изобретение чего-то нового – общественный заказ пока никак не влияет на жизнь дизайнеров в стране. Главной целью в этот период становится создание предметной среды при учете активности человека в трудовой, бытовой и культурной сферах.
В данный период создаются необычные творческие дизайнерские концепции, которые повлияют на развитие дизайна в будущем. Вопрос формирования новой бытовой среды стимулировал развитие конструктивизма как направления в дизайне. В это время активно творят Л. Лисицкий, А. Родченко. Они разрабатывают большое количество работ в рамках графического дизайна, пробуют себя в коллажах, фотомонтаже, рекламе, создании плаката, обложек для книг и т.д. Деятели этого периода создали большую теоретическую базу для дизайна в целом – некоторые идеи дизайнеров были реализованы только в 21 веке. В этот период особое внимание уделялось функциональности предмета.
Рисунок 2. Работа Эль Лисицкого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Третий и четвертый периоды развития российского дизайна
Третий период развития дизайна – с 1933 по 1960 года. В это время творчество практически вытесняется из дизайнерской сферы. Активно начинает использоваться принцип стандартизации. Его использовали и по отношению к личности человека, и по отношению к среде, в которой он живет.
Изобретательство было отодвинуто на задний план. Дизайн разделили на небольшие направления, строго по цели его существования: предметно-бытовой дизайн, декоративный дизайн, инженерный дизайн и т. д. Все они воспринимались не как единая система, а как отдельные типы деятельности. Тем не менее, творчество проявлялось в графической продукции – плакатах, обложках книг, рекламе и политических плакатах.
Четвертый этап – с 1960 по 1990 годы. Дизайнеры нового поколения обратили внимание на достижения дизайнеров первого и второго периодов развития дизайна в России. Растет популярность авангарда в дизайне. Активно восстанавливается конструирование. В это время начинают создаваться новые концепты дизайнерской деятельности – модернизированные. Многие стандарты дизайна в этот период были пересмотрены. Тем не менее, внимание все еще было обращено на функции товара и его внешнюю привлекательность.
Простой народ устал от стандарта – ему хотелось чего-то необычного, нового. Можно сказать, что дизайнеры получили самый большой заказ от масс. Появилось больше рекламных площадок, начинается развитие специализированных изданий, изменяется периодика.
Активно на российский дизайн в этот период влияет западная школа дизайна. В этот период дизайнеры в России понимают, что белые пятна – прекрасное средство выразительности, а минимализм прекрасный стиль.
В 70-х годах дизайн снова приходит в упадок. Профессиональное сообщество выступает с критикой авангардного искусства. Основой дизайна в этот период становится стандартизация и анонимность. Тем не менее, во ВНИИТЭ продолжают изучать дизайн Европы. Молодые дизайнеры пытаются разнообразить стандартные дизайны – это особенно можно проследить по журналам того времени. Из-за того, что молодые дизайнеры продолжали активно работать, в 80-е годы дизайн стал снова популярен в России. Начинает формироваться концепция системного дизайна.
В 90-х начинают появляться частные предприятия, развивается конкуренция, пресса коммерциализируется, появляется российская реклама. На рынок приходит огромное количество рекламных изданий и агентств. Из-за этого активно начинает повышаться интерес к дизайну и графическому дизайну.
В настоящее время дизайн все еще активно развивается, в особенности графический.