Визуальная коммуникация как способ поддержания текстового сообщения
Коммуникативная визуализация – одна из важнейших составляющих дизайна городской среды. Преимущественно она представлена двухмерными изображениями: плакатами, видеорядом, знаками, графикой. Целевое назначение коммуникативной визуализации заключается в основном в поддержании определенного текстового информативного содержания и смысла. Таким образом, это вспомогательная система разработанных стандартных и упорядоченных цветовых и знаковых символов, объектов для удобства ориентирования человека в средовом окружении. В условиях современного мегаполиса особую роль играет вэб-дизайн, используемый, преимущественно, для решения эстетических задач, а также и для удобства. Визуальные коммуникации в настоящее время дополнены также аудиокоммуникацией (рекламная мелодия, слоган и др.), базирующейся на принципах воздействия этого способа передачи информации на восприятие человеком.
Рассматривая знаковую коммуникативную визуализацию, надо упомянуть о том, что очень интересна сложившаяся уже в 20-е годы в России цветовая коммуникационная палитра, визуально информирующая человека об опасности, правилах поведения и ориентирования в пространстве города. Так, в дорожно-транспортной системе запрещающие знаки или оповещающие об опасности, как правило, оформляются в бело-черно-красных цветах. Цветовая палитра этих визуальных сигналов основана на древнейших сакральных смыслах этих цветов, генетически заложенных в памяти человека. Информирующие цветовые сочетания выполняются, чаще всего, в синем, бело-синем или желто-синем цвете (рис. 1, 2, 3, 4). Расширение объема информации в настоящее время способствовало использованию и других цветов для данной цели, например, зеленого.
Рисунок 1. Переход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Знак. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Указатель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 4. Дорожный указатель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунках выше представлена цветовая палитра информирующей и запрещающей дорожной знаковой системы мегаполиса
Визуальная коммуникативная система, как составная часть комплексной системы коммуникационного дизайна, сформировалась в процессе взаимодействия информационных каналов и оформительства. В основе этого взаимодействия, научно выверенные способы воздействия на подсознание, базирующиеся на принципах восприятия человеком информации. При этом визуальные системы расширяют свой информативный арсенал в составе коммуникационного дизайна, охватывающего рекламу, иллюстрирование, шрифтовую культуру, печатные процессы, информационную архитектуру, анимацию, перформанс (театрализованное представление), копирайтинг (составление текстов) и редактирование и т. д., и являются одним из приоритетных объектов дизайн-творчества.
Средовая визуально-коммуникативная система мегаполиса
Способы передачи графического или образного сообщения, как коммуникативной единицы, постоянно разрабатывались и совершенствовались для максимального привлечения внимания, установления контакта и получения ответной реакции, воздействия на эмоции человека. В средовом пространстве города системы визуальных коммуникаций активно функционируют в торговых и административных центрах, транспортно-коммуникационных узлах и на автострадах, общественных форумах, спортивных мероприятиях, ярмарках, выставках и других важных событиях с использованием различных колористических решений, для специальной подсветки в темное время суток, художественно-декоративного оформления городских ландшафтов, при оснащении оборудованием производственных, офисных и бытовых помещений и т. д. Это специфическое предметное окружение человека сенсорно и тактильно взаимодействующее с ним и обеспечивающее условия для различных функциональных процессов жизнедеятельности.
Промышленная графика коммуникативной визуализации
Графический дизайн наиболее активно и плодотворно реализован в системе визуальной коммуникации. Используя научные наработки о свойстве знаков и знаковых систем, был сформирован дизайнерский подход не только в отношении средового пространства города, но также и оформления промышленных товаров – упаковке. Рассматривая это направление в дизайне как исключительно утилитарное, историки и теоретики дизайна определяли функцию дизайнера как «визуального коммуникатора», отмечая необходимость усиления художественной составляющей, учета стилевых тенденций. Расширение границ деятельности «визуальных коммуникаторов» и их выход в пространство мегаполисов способствовали усилению взаимодействия знаковой символики, художественно-колористического, функционально-эргономического и инженерно-технического начала, провозглашая универсализм дизайнера.
От дизайнера потребовалось четкое представление восприятия человеком визуально транслируемой знаковой и колористической символики, параметров информационных объектов, их формы, положения в пространстве и т. д. Потребовалась разработка методических правил и регламентов в отношении различных объектов визуальной коммуникации для максимально доступного их зрительного восприятия и осознанной фиксации человеком. Важное значение, определяющее уровень передачи сообщения средствами дизайна, имеет композиция. Композиционные решения влияют на степень зрительного искажения информационной графики (линии, квадраты, круги, углы) в зависимости от угла обзора, окружающих элементов, фона. Выверенные эффекты искажения могут являться запланированным дизайнером способом акцентирования определенных элементов транслируемого сообщения. Все вышеперечисленные Специфика комплексного эффекта визуализации объектов − цветовая палитра, эффект зрительного искажения, параметрические характеристики и форма объектов − является наиболее действенным средством коммуникативного дизайна.