Световой сценарий
Световой сценарий – это проект расположения всех приборов для освещения пространства с учетом всех особенностей интерьера.
В грамотно составленном световом сценарии:
- не должно быть резкого перехода от света к тени;
- не должно быть ярких бликов, а также блеска поверхностей.
Интенсивность освещения зависит от цвета, который был выбран в качестве доминантного в декорируемом помещении, количества темных, светлых, глянцевых, матовых поверхностей. Существует норматив освещенности для самых разных типов помещений. К тому же, нужно учитывать, какой деятельностью будет заниматься человек в комнате – спать, работать, учиться. Исходя из этого нужно подбирать освещение в комнату.
Типы светильников
Осветительные приборы различаются по мощности, а также по виду ламп, которые используются них, их числу, типу крепления. Существуют следующие типы светильников:
- Подвесные светильники. Они крепятся на небольшом расстоянии от потолка. У дизайнера существует возможность поменять высоту, на которой будет располагаться светильник. Они подходят для пространств с низким или нестандартным по высоте потолком. На рынке сейчас существует большое количество как самих светильников, так и креплений для них. Изготавливают их из дерева, стекла, пластика, керамики, хрусталя. Они прекрасно подходят для разных типов помещений – хорошо смотрятся на кухнях, в детских, спальных комнатах и т.д. Типичный пример подвесного светильника – люстра с несколькими рожками.
- Встроенные светильники. Основная характерная черта таких светильников – элемент конструкции может закрывать некоторую часть светильника или всю его площадь. Они могут быть вмонтированы в потолок, пол, мебель, стену. Существуют два типа таких светильников – точечные и панельные. Встроенные светильники могут направлять свет узким потоком или его рассеивать. Они широко используются в качестве источника освещения жилого помещения.
- Точечные светильники. Обладают небольшим размером и большой мощностью. Луч от лампы направляется на конкретную область в помещении. Часто используются в помещениях с подвесными потолками. Они вставляются в мебель, используются в качестве декоративной подсветки, а также служат источником света в торговом оборудовании. В жилых помещениях такие светильники становятся частью мебели для кухни, гардеробных, шкафов, освещают рабочий стол. Источник освещения в таких светильниках – галогенная или рефлекторная лампа. Иногда они монтируются в реечные или подвесные потолки. Отличным вариантом для дома будут поворотные светильники такого типа – с их помощью можно изменять направление потока лучей.
- Настенные светильники. Используются в качестве дополнительного источника освещения. Прекрасно подходят для всех типов помещений. Однако их нужно выбирать с учетом дизайна основного освещения. Для их изготовления применяются такие материалы как стекло, дерево, текстиль, пластик. Иногда в роскошных интерьерах на такие светильники добавляют подвески из хрусталя.
- Настольные светильники. Это настольные лампы, которые обладают максимальной функциональностью. Такие лампы могут стать акцентом в интерьере. Их можно установить в качестве дополнительного источника света в любом месте. В настоящее время настольные светильники создаются максимального удобными для использования – их можно настраивать по высоте и углу наклона, гибкая ножка позволяет откорректировать интенсивность света. Некоторые светильники такого типа крепятся к столешнице. Свет лампы приближен к дневному спектру.
- Встроенные панельные потолочные светильники. Они монтируются в подвесной потолок. Их размеры подходят для монтажа в подвесные конструкции. Данный источник света можно разместить в любом месте. На производстве и в офисах данные светильники устанавливаются над рабочим столом. Источник света в них – люминесцентные лампы, они создают направленный свет. Поэтому нужно установить несколько таких светильников для равномерного освещения всей комнаты. Такой светильник представляет собой коробку с рассеивателем, лампой и отражателем. У таких светильников широкий функционал. Они используются в общественных местах, магазинах, в жилых помещениях – в коридоре, лестнице, гараже.
- Подвесные одноламповые светильники. Это самые простые по своей конструкции светильники. В них лишь один источник света, шнур-подвес, плафон и патрон. Изготавливаются они из различных материалов – стекла, текстиля, керамики, пластика, бумаги, дерева и т.д. Источник света – галогенная лампочка, лампа накаливания. Светильники используются на кухне, в спальне, коридоре, детской комнате. Минус такого светильника – его трудно использовать в помещениях с низкими потолками. Одноламповые светильники зачастую монтируются целыми группами по несколько штук для оптимального уровня освещенности, а также для создания акцента в интерьере.
- Потолочные плафоны. Они крепятся непосредственно к потолку. Источник света в таких светильниках весь или частично закрывается рассеивателем. Они удобны из-за своей компактности, простоты монтажа. Их используют в помещениях с низким потолком. У них лаконичный дизайн, из-за этого они применяются в разных типах интерьера. Их небольшой размер позволяет сэкономить большое количество пространства над головой. Их можно использовать в ванных, коридорах, спальнях, детских комнатах, на кухнях. Для освещения отдельных зон в комнате используются мини-плафоны. Их можно также установить в помещениях, где высокая влажность – банях, бассейнах и саунах.
Рисунок 1. Потолочный светильник. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы разработки дизайна комплекта светильников
При создании дизайна комплекса светильников следует учитывать единство их форм, пропорций, размеров, количества элементов и материала. Комплекс может создаваться и на основе контраста этих параметров.
Важно учитывать при создании дизайна светильников следующие аспекты:
- Линии. При помощи линий можно передавать идеи. Волны создают движение, прямые линии сообщают о порядке, зигзаги – о напряжении и возбуждении. Нужно направить взгляд смотрящего на линии, так можно создать контраст.
- Масштаб. Соразмерность элементов позволяет правильно разработать дизайн-проект.
- Цвет. Он передает эмоции, формирует атмосферу и настроение.
- Повторение. Служит для связи частей, формирует цельный образ.
- Негативное пространство. Это область внутри и вокруг элементов дизайна светильников, у него есть собственная форма.
- Баланс частей. Он учитывает формы частей, их размер, цвет.
- Иерархия. Каждый элемент должен быть поставлен на свое место. Самые важные элементы – в середину, менее важные – по бокам и т. д.
- Композиция, т. е. то, как организованы между собой части дизайна.