Офисные объекты
В современных условиях офисные пространства позиционируются как центры информационного «производства», востребованность которых достаточно велика и продолжает расти. При этом задачей дизайнера, занимающегося проектированием средового наполнения помещений данной категории, является не только функциональная и эргономичная составляющие проекта, но и креативность, эстетика, грамотное зонирование, трансформируемость интерьера и многое другое, формирующее современный облик объекта.
Организация офисных пространств требует от дизайнера внимательной и вдумчивой проработки материалов, связанных с особенностями трудовой деятельности офисных работников, обязательной предпроектной исследовательской работой, анализом существующих разработок отечественных и зарубежных дизайнеров. Специфика работы офисных сотрудников связана с продолжительной работой за компьютером, при которой возникает физическая усталость. Это предполагает рассматривать варианты зон отдыха различной направленности: активный отдых расслабляющий отдых, в том числе для зрительного аппарата, что, несомненно, будет повышать эффективность работы сотрудников.
Важную роль в проектировании офисного помещения играет и фирменный стиль компании, которой принадлежит объект. Имиджевые составляющие очень важны для организационной структуры, обозначения статуса и формирования корпоративной этики. При разработке концепции проекта, его стилевой направленности это обстоятельство является достаточно важным и требует обязательного учета.
Функциональная составляющая проекта офисного помещения
На этапе предпроектной подготовки дизайнер должен ознакомиться с направленностью и тематикой работы офисных сотрудников, ведь офисы бывают разные (рис.). Существуют офисы, где разрабатывается проектно-сметная документация, офисы финансовых учреждений, IT-офисы, офисы юридических компаний и др. Так, в офисах финансовых учреждений в обязательном порядке должны присутствовать операционные залы, помещения для хранения финансовых документов и средств и т.д. Офисные помещения юридических компаний предполагают наличие респектабельных кабинетов и помещений для переговоров с клиентами, подчеркивающих статус учреждения. Конфиденциальность переговоров в этом случае будут обеспечивать помещения, оформленные в кабинетном стиле, интерьеры которых должны выглядеть достаточно комфортно, стильно и дорого, в лучших традициях классики.
Офисы IT-компаний имеют тенденцию к планировке и интерьерам, предназначенным для большого числа сотрудников, работающих в едином пространстве. При этом «открытость» рабочих мест «open space» не должна означать доступность к рабочей информации, что предполагает специальные приемы защиты рабочего места, предложенные дизайнером в проектном решении. Специфика креативного оформления офисного помещения IT-компании может быть связан со стилевым направлением «техно», что создаст особую атмосферу для творчества сотрудников. Продуманными должны быть все аспекты, связанные с электрификацией, освещением, мебелью, наличием таких функциональных зон, как зона питания, лаунж-зона (холл или импровизированная гостиная), зона для занятий физическими упражнениями и др., необходимыми для повышения производительности труда.
Рисунок 1. Дизайн интерьера офиса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Офисное пространство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Пример современного офиса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 4. Интерьер офиса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Классификация офисных помещений
Дизайн-проектирование офисных помещений требует учета их существующей классификации. Как правило, к помещениям класса «А» относят VIP-офисы, предназначенные для работы сотрудников крупных отечественных и зарубежных компаний, располагающиеся в наиболее дорогостоящей, центральной части города. Офисы размещаются в бизнес-центрах и престижных зданиях, как современной элитной застройки, так и исторических зданиях. Это обстоятельство также может влиять на средовое дизайн-оформление помещений в определенном стиле. Для офисов класса «А» предусмотрено в обязательном порядке индивидуальная отделка, авторский дизайн-проект, VIP-интерьер и новейшее оборудование и телекоммуникации, система кондиционирования, специализированные помещения для различных служб, характерные габариты помещений, конференц-залы, парковки и др.
Офисы для коммерческой деятельности классифицируются как уровень «В». Это, как правило, офисы эконом-класса. Рабочие офисы класса «В», где располагается основной контингент служащих компании, располагаются преимущественно в зданиях новой застройки, реконструированных или административных зданиях. Для офисных помещения этой категории (узкоспециализированного назначения) важны и соблюдаются в основном те же принципы и параметры, что и для класса «А», но требования, предъявляемые к дизайн-оформлению и уровню инженерных коммуникаций менее строгие.
И, наконец, помещения класса «С», как правило, арендуемые у различных предприятий. Сотрудники офисов данной категории работают в небольших компаниях и фирмах. Офисные помещения располагаются либо в зданиях жилой застройки, либо в мало престижных районах. Дизайн-оформление данных офисов предполагает реконструкцию или модернизацию косметического характера, однако это не означает легкой задачи для дизайнера. Напротив, в задачу дизайнера будет входить творческое преображение объекта (возможно с элементами стилевой направленности), придание ему необходимого вида престижного и комфортного объекта, соответствующего определенному статусу.