Особенности дизайна московского метрополитена
Московский метрополитен – это не только важнейшая транспортная система столицы, но и символ советской эпохи. Сегодня Московский метрополитен продолжает развиваться семимильными шагами, увеличиваясь в количестве станций и улучшаясь в удобстве использования.
Начало строительства первого в СССР метро сопровождалось тщательной подготовкой и анализом опыта других стран. В архитектурных решениях для будущих станций акцент ставился на предоставлении комфортных и максимально приятных условий для пассажиров в противовес загрязненности станций в метрополитенах Лондона и Нью-Йорка. Было принято решение для каждой станции сделать индивидуальный дизайн, чтобы можно было сразу понять, на какой станции ты находишься. В качестве внутренней отделки использовались гранит и полированный мрамор в самых разных оттенках и цветах.
Основная особенность московского метрополитена состоит в том, что он был создан из материалов СССР руками советских строителей, для работы метро применяют оборудование и поезда, которые также были созданы в СССР. Изначальный проект метро в Москве был предложен в 20-х годах 20 века. Главная особенность первичного проекта заключалась в том, что вся архитектура должна была быть пышной и монументальной. Дизайн различных станций формировался по одному принципу – все объекты под землей должны быть светлыми, эстетически привлекательными, просторными, вызывать у людей восхищение.
Метрополитен как единая система сначала создавался в качестве элемента инфраструктуры города. Власти стремились убрать закостенелое противопоставление мира на земле и под землей, сформировав дружественную для человека среду под землей. Кроме этого важно было сделать метро в Москве эстетически привлекательным. В реальности перед дизайнерами стояла задача создать самое красивое во всем мире метро. Кроме этого, оно должно было быть технически сложным. Строители должны были много потрудиться для того, чтобы обеспечить гидроизоляцию и устойчивость всех составляющих будущего метрополитена.
Первые мысли о том, что в Москве нужно построить метро, появились в 1875 году. Их высказал Василий Титов, инженер, который спроектировал вариант железной дороги, но под землей. Эти пути должны были связать Курский вокзал и Марьину рощу.
История метрополитена в Москве
Строительство метрополитена в Москве стартовало в 1932 году. В настоящее время активно продолжается постройка новых линий метро. Самой первой линией метрополитена является Сокольническая (красная). Она соединила запад и восток Москвы. Участок между «Сокольниками» и «Парком культуры» с небольшим ответвлением на «Смоленскую» открыли в мае 1935 года. Вторым на очереди был участок Арбатско-Покровской линии (синяя): от «Курской» до «Площади Революции». Позже была открыта Замоскворецкая линия (зеленая): от «Театральной» до «Сокола».
Рисунок 1. Станция «Комсомольская» Кольцевой линии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Станции метрополитена не строили во время Великой Отечественной войны. В уже построенных станциях были организованы бомбоубежища, места для госпитализации раненых. В послевоенный период начали активно строить новые линии метро. Уже в 50-м году в составе московского метро было три радиальных линии и одна кольцевая. Они соединили окраины города и центр.
Потом, в 60-х годах 20 века, начали активно развивать радиальную концепцию метрополитена. Предполагалось, что все радиальные ветки должны будут соединяться с Кольцевой, чтобы было удобнее передвигаться по городу. На участке Филевской линии (голубой) открыли открытый мост метро через Москву-реку.
Всего в состав московском метро в настоящий момент входят одиннадцать метромостов. Среди них Смоленский, Юго-Западный, Медведковский, Лужнецкий, Преображенский, Черкизовский, Северное Волжский, Митинский.
Над внешним видом станций метро в Москве работали известные архитекторы СССР. Среди них Иван Фомин, Дмитрий Чечулин, Алексей Душкин. Концепция создания архитектурных шедевров, вызывающих восторг, сменяется в 55 году 20 века на утилитаризм. В тот период все станции начали делать по стандартному плану, основой которого является экономия и функциональность.
В 60-х годах ввели в эксплуатацию следующие радиусы:
- Рижский;
- Калужский;
- Ждановский;
- Краснопресненский.
В 1975 году данные радиусы соединили в диаметры: Калужско-Рижскую линию и Таганско-Краснопресненскую линии. В 80-х и 90-х годах начали вводить в эксплуатацию желтую и серую ветки. В конструкции первых линий метро Москвы отражена простая концепция понимания подземного пространства: человек с платформы станции может легко попасть на землю через вестибюль под землей.
Из-за нагрузки начали возникать пересадочные узлы, на которых базируется три и больше станций метро.