Дисциплина дизайн-инжиниринга
Синергетическое сосуществование проектно-художественного творчества и компьютерных технологий – инновационный продукт XXI века. Дизайнер, освоивший дисциплину дизайн-инжиниринга, владеет в той или иной мере знаниями основ дизайна, 3D моделированием, промышленным и графическим дизайном для различных отраслей промышленности, навыками создания иллюстраций и анимацией, менеджментом в дизайн-бизнесе, цифровым дизайном, основами прикладного дизайна, инфографикой, основами производственного и специализированного информационного инжиниринга. Такого «полиглота» по праву называют «дизайн-инженер».
Особенности профессии
Интенсивно развивающаяся техносфера порождает новые специализации, стимулируя тесное взаимодействие специалистов различных областей знаний. Дизайн-инженеры – яркие представители профессионалов, работающих на стыке дизайна и разработки продукта и маркетинга. Данный вид деятельности предполагает развитие производственных процессов и организационной структуры.
Профессионализм дизайнера-инженера заключается в глубоком понимании сути продукта и системе его развития с помощью дизайн-решений. Создание дизайн-системы, разработка паттернов, компонентов интерфейса, описание документации и многое другое – область его профессиональных интересов и компетенций. Одна из основных задач дизайнера-инженера – обеспечение контакта и слаженного взаимодействия дизайнеров и разработчиков.
Внедрение в производственные процессы в рамках развития продукта дизайн-инжиниринга – залог успеха и результативности командной работы специалистов различных областей, способ ускорить реализацию и проверку идей, раскрыть возможности и потенциал компании, снижения рисков и т. д. Методология инжиниринга – исследование, эксперимент, доработка продукта до итоговой кондиции.
Таким образом, обозначается роль дизайн-инжиниринга, интегрированного в процесс создания имиджа продукта в рамках командной работы над его запуском на рынок: системная разработка продукта, изучение потребностей пользователей и их привязка к бизнес-целям компании, проверка идей через прототипирование и тестирование, организационная функция с целью повышения эффективности командной работы, создание творческого и производственного баланса, оптимизация организационных структур. Многоплановость производственной деятельности – обязательное условие дизайн-инженера, стремящегося к карьерному росту в конкретной компании, делающей ставку на развитие с помощью «гибридного» метода (симбиоз: дизайнер-инженер/программист) продвижения товара на рынок. В целом дизайн-процесс с участием инженеров в области дизайна выглядит следующим образом:
Рисунок 1. Дизайн-процесс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципиально командное творчество решает следующие вопросы: уровень ценности продукта, возможности применения его на практике пользователями, доведение до пользователя информации о функциональных характеристиках продукта, возможности разработчиков реализовать комплектацию продукта при имеющихся у них навыках, опыте, времени, ресурсах и др., а также перспективы бизнес-роста компании на фоне принятых решений.
Уровень ценности продукта определяется готовностью потребителя к переходу на исключительное пользование им. Это достигается путем мотивирования пользователя в ценностных характеристиках продукта и, как следствие, его удорожании (навыки психолога и маркетолога). В этом случае пользователь будет готов и к положительному восприятию стоимости товара, и к необходимости затратить некоторое время для изучения его функциональных характеристик.
Для грамотной эффективной оценки и представления методами дизайн-решений ценностных характеристик продукта профессионал должен, в первую очередь, определиться с целевой аудиторией, выявить возможные способы использования данного продукта пользователем в быту, эффективность продукта в вопросах решения пользователем своих проблем и др. Далее идет этап исследования, самым простым из которых является прямое интервьюирование, затем − выявление и анализ трендов, коллегиальное обсуждение сформировавшейся идеи в команде.
Процесс дизайна и проектирования
В основе процесса дизайна и проектирования лежит акцент на ценностные характеристики продукта. Дизайн-инженер на этом этапе работ должен также проявить свои профессиональные качества, что предполагает наличие у него обширных практических знаний в области творческого дизайн-процесса. Поддержание высокого уровня профессионализма в этой области требует системных занятий не только в сфере компьютерных технологий, но и в области художественного творчества с использованием всевозможных художественных материалов.