Комбинирование гармоничных цветовых сочетаний
Цветовой круг Иттена, как условная форма визуализации светового спектра, известен профессиональным дизайнерам, владеющим навыками использования гармонично сочетающихся цветов для создания цветовых моделей. Порядок размещения цветов в круге, их соседство близки к расположению цветов в спектре. 12 секторов цветового круга подразделяются на первичные (основные), вторичные и т. д. Первичные цвета (красный, синий, желтый), смешиваясь между собой, дают различные цветовые вариации (вторичные цвета). Например, при смешивании красного и желтого цветов получаем оранжевый или при смешивании синего и желтого – зеленый.
Главенство первичных цветов связано со спецификой их восприятия глазом человека. В свою очередь, смешение первичных цветов и их вариаций, полученных при смешивании первичных цветов, получаем уже третичные сочетания цветов: красно-фиолетовый или красно-оранжевый и т.д. Таким образом, используя цветовой круг для колористических экспериментов, можно получать гармоничные сочетания, необходимые дизайнеру для создания эстетически ценного дизайн-объекта. Цветовые гармонии могут содержать от двух до шести сочетающихся между собой цветов, создавая необходимый колорит.
Четким и доступным для восприятия детьми и взрослыми считается насыщенный колорит; нежным, спокойным и умиротворяющим считается, так называемый, разбеленный колорит с внедрением оттенков с участием белого цвета; статус и индивидуальность придает объекту зачерненный колорит, оттененный черным цветом; особое настроение создают цветовые сочетания с участием серого цвета. Грамотно используя все возможности правил гармоничного сочетания цветов, дизайнер создает исключительно оригинальные интерьеры, пользующиеся популярностью и высоко ценимые потребителем (рис. 1, 2, 3, 4).
Стилистика и цветовая гамма интерьера
Цветовые сочетания, используемые дизайнером при проектировании интерьера, напрямую влияют на психофизическое состояние человека, воспринимающего цвет. Известно, что цвет воздействует на человека на подсознательном уровне и действие его проявляется не одномоментно. Задача дизайнера – сформировать положительное ассоциативное влияние на человека цветового оформления производственной или жилой среды, подвигнуть его на трудовую деятельность, стимулировать интеллектуальную активность или создать обстановку для релакса.
Интерьер, созданный исключительно в красных тонах, стимулирует активность, но может провоцировать конфликтные ситуации. Насыщенный оранжевым цветом интерьер менее агрессивен, может вызывать позитивные эмоции. Основной желтый цвет не вызывает утомления, способствует концентрации внимания, располагает к интеллектуальным занятиям, помогает сосредоточиться и многое другое. Физиологически оптимальным является зеленый цвет и его оттенки. Он освежает и успокаивает, привычен для глаз. Аналогичное действие на человека оказывает голубой цвет, создающий также ощущение прохлады и понижающий накал эмоций и т. д. Многообразие эффектов воздействия на человека цветовой гаммы и цветовых сочетаний позволяет варьировать этим приемом в дизайне, как одним из основных факторов формирования комфортной и гармоничной средовой обстановки.
Рисунок 1. Цвет в интерьере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Цветовая гармония. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Цветовые сочетания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 4. Контрастный цвет в интерьере. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы цветовой гармонизации интерьера в зависимости от его функционального назначения
Объекты дизайна различаются своей функциональной направленностью. Например, для гармонизации гостиничных комплексов, имеющих как номера для отдыха, так и холлы, общественные помещения, залы и др., уместным будет использование цветовых решений, предполагающих визуальное восприятие связи между ними, а также использование цветовой палитры, «выгодно» презентующей интерьер как при дневном свете, так при искусственном освещении. Это достигается, чаще всего, использованием единой цветовой гаммы, а иногда, цветовой гаммы гостиничного бренда (при наличии). Как правило, функциональное назначение и габариты различных помещений комплекса требуют применения определенных цветовых сочетаний, но выдержанных в монохромной цветовой гамме.
Приведенные выше принципы цветовой гармонизации приемлемы также для интерьеров жилых, спортивных помещений, офисных помещений и учебных аудиторий. При этом, в зависимости от характеристик объекта и идейной разработки дизайнера, применяются и полихромные, и ахроматические цветовые композиции, уместно и грамотно использующие гармоничные сочетания палитры.