в музыке — в общем смысле созвучие трех звуков; в специальном — аккорд из трех звуков, расположенных по терциям. Различают: мажорное трезвучие (большая терция + малая терция), минорное трезвучие (малая терция + большая терция); менее употребительно уменьшенное трезвучие (малая терция + малая терция) и увеличенное трезвучие (большая терция + большая терция), которые неустойчивы, диссонантны.
Автор статьи указывает, что основой классической гармонии являются аккорды, имеющие терцовое строение, основополагающим её элементом служит трезвучие. В наши дни трезвучие (как и другие аккорды) трактуется в узкоспециальном, «технологическом» аспекте; мировоззренческая составляющая трезвучия осознана недостаточно. Исходя из этого, представляется целесообразным рассмотреть трезвучие и его структурную основу интервал терции в контексте миропонимания определённого времени. Произошедшее в XVIII веке изменение статуса терции, включённой в число общепризнанных консонансов, можно считать следствием новых научных и художественнотворческих устремлений к познанию природы и человека. Терция, будучи несовершенным консонансом, становится одним из основных элементов музыкального языка, позволяющих отобразить несовершенство земного мира. Трезвучие складывается из двух терций, противоположных в акустическом и смысловом отношениях. Суммой этих несовершенных консонансов выступает совершенный консонан...
Расцвет музыкального классицизма во многом обеспечила мажоро-минорная ладовая система, которую Г. Риман трактовал как формальное (структурное) единство зеркально противоположных звукорядов, имеющих естественное происхождение: мажорный звукоряд имеет в основе верхние призвуки исходного тона обертоны; минорный его нижние призвуки унтертоны (зеркальное отображение обертонов). Однако более убедительной представляется иная мировоззренческая интерпретация. Данная ладовая система может рассматриваться как единство-противоречие естественного, порождаемого природой звука жизнеутверждающего мажора и искусственного, созданного разумом человека трагедийного минора.
(франц. accompagnement, от accompagner – сопровождать): 1) гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса; 2) сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и др.).
основной вид одноголосия в традиционных напевах восточных славян — пение в унисон с кратковременным расслоением мелодической линии (обычно нa позиционно слабом времени).