несмотря на то, что медицинская социология как специализированная отрасль возникла достаточно поздно — в 1950-е гг., впоследствии она стала быстро развиваться, и одна из причин этого заключалась в том, что медицинское профессиональное сообщество признало важность изучения социологии студентами-медиками. В настоящее время существует целый ряд влиятельных изданий, связанных с социологией медицины, таких, как «Журнал здоровья и социального поведения» (Journal of Health and Social Behavior), ежеквартальное издание мемориального фонда Милбанка (Millbank Memorial Fund Quarterly), «Социальная наука и медицина» (Social Science and Medicine), «Социология здоровья и болезни» (Sociology of
Health and Illness). Медицинская социология охватывает множество различных тем, таких, как (1) социология лечащих профессий; (2) социология болезни, поведения при болезни и поведения, связанного с «поиском помощи» ('help-seeking' behaviour); (3) медицинские институты и организации здравоохранения; (4) социальные факторы этиологии болезни; (5) социальные факторы, влияющие на рождаемость и смертность; (6) социальные факторы, влияющие на спрос на медицинские услуги и их использование; (7) социология взаимодействия врача и паци ента; (8) социальные последствия различных систем здравоохранения (таких, как частная или государственная); (9) международные образцы заболеваемости и здравоохранения.
Важно понимать, что есть существенное различие между использованием социологии в медицине и
собственно социологией медицины. В первом случае социология используется с целью прояснения проблем и
целей, определяемых с медицинской точки зрения, таких, как подчинение пациента медицинскому режиму. Дж.
Рот (Roth, 1962) утверждает, что социологии в медицине свойственен «управленческий уклон», поскольку
направленность исследований определяется господствующими ценностями профессиональной медицины. При
этом, как правило, игнорируются такие спорные вопросы, как преступная небрежность врача. Напротив,
социологию медицины больше занимают отношения власти между врачами и пациентами, а также между
медициной и государством. Например, И.Иллих (lllich, 1977) и другие авторы обращаются к проблеме ятро гении, то есть проблеме риска для человеческого здоровья, вызываемого самим медицинским вмешательством.
Медикализация породила зависимость от антибиотиков, амфетаминов и барбитуратов, которые могут быть
вредными для здоровья. Например, в 1979 г. в США врачами было выписано 65 миллионов рецептов на
транквилизаторы. Соответствующий сдвиг произошел на уровне парадигм — от символического
интеракционизма и функционализма, игнорировавших медицинскую политику, к различным марксистским
парадигмам, предлагающим гораздо более критический подход к организациям здравоохранения и
медицинским профессиям. Другой радикальный подход к медицине возник в рамках феминизма,
рассматривающего неравенство в медицинском обслуживании и различия в поведении при болезни как
продукты патриархата и гендера. Феминистские критики утверждают следующее: (1) современная медицина,
считая женщин эмоциональными, склонными к жалобам существами, превращает их в «естественных»
пациентов; (2) современная хирургия часто подвергают женщин как пациентов процедурам, польза которых
сомнительна и которые, вследствие этого, не являются необходимыми (таким, как мастэктомия и гисте рэктомия); (3) современное акушерство препятствует женщинам в осуществлении какого-либо контроля над
рождением собственных детей; (4) медицина в целом препятствует женщинам в обладании контролем над
собственным телом (особенно в отношении воспроизводства). Согласно этим критическим подходам в
современной медицинской социологии, состояние здоровья населения является следствием не медицинского
вмешательства, а условий социально-политической среды.
Понятие «социологиямедицины»
В настоящее время существует несколько понятий «социологиямедицины»:... Во многом развитие социологиимедицины предопределено потребностями медицины.... Предмет и объект социологиимедицины
Предметом социологиимедицины выступает область теоретической и... Задачи и функции социологиимедицины
Замечание 2
Основная задача социологиимедицины: анализ взаимодействия... Проблемы исследований социологиимедицины
Проблематика исследований социологиимедицины условно подразделяется
Статья раскрывает содержание авторского курса "Социология медицины и здравоохранения", включенного в учебный план по специальности "Социология" факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета в 2011/12 учебном году. Целью курса является получение студентами систематизированных знаний о здоровье как о предмете изучения социологии, о роли и месте медицины и здравоохранения в жизни общества, о сущности, характеристиках и функциях системы охраны здоровья как социального феномена; освоение методов социологического изучения здоровья и здравоохранения. Перечислены предполагаемые компетенции, которые будут приобретены студентами при успешном окончании изучения курса.
Социология здравоохранения (иными словами ее называют социологиеймедицины) изучает систему здравоохранения... В современной отечественной науке это объясняется тем, что в рамках социологии здравоохранения (медицины... С самого начала своего развития и основания социологиямедицины была очень активной, а ее исследования... Развития социологиимедицины происходило в соответствии с двумя основными направлениями:
Социология... в медицине – собственно, из нее затем и развилась медицинская социология.
В статье описаны основные этапы становления социологии медицины как самостоятельной научной дисциплины, показана актуальность проведения медико-социологического мониторинга преобразований в системе здравоохранения и обоснована необходимость введения новой специальности социолог медицины.
член сообщества, населяющего какой-л. географический регион и свя занного с этим регионом прочными историко-генетическими, соци альными, экономическими, культурными отношениями; то же что и
представитель исконного (коренного, автохтонного) населения. Обыч но аборигенами называют исторически зафиксированных первых оби тателей региона (напр., австралийские аборигены; аборигены Амери ки – эскимосы и индейцы). В настоящее время употребляется редко,
так как имеет пренебрежительный оттенок (ср. «туземец»); заменяется
оценочно нейтральными «исконное» / «коренное» / «автохтонное на селение», «коренные жители».
организации работников, объединившихся с целью улучшения оплаты и условий труда. Социологические исследования профсоюзов сосредоточивались на следующих вопросах. (1) Вклад профсоюзов в институционализацию конфликта в
обществе и в индустриальной сфере. В этом контексте внимание концентрируется на процессе коллективного соглашения,
степени, в которой профсоюзные функционеры (officials) представляют рядовых членов в процессе переговоров с
работодателями, а также на вероятности выполнения членами профсоюза условий соглашения. Существует единое мнение,
согласно которому профсоюзы довольно эффективно действовали в направлении институционализации конфликта. Марксистские социологи в связи с этим критикуют профсоюзы за то, что они способствуют приверженности рабочих реформизму и нацеленности на частичные улучшения своих условий, что препятствует развитию революционного классового сознания. (2) Профсоюзная демократия вызывает интерес в связи с выдвинутым Р. Михельсом тезисом о том, что руководство профсоюзов неизбежно превращается в олигархию, более не представляющую интересы рядовых членов. Оли гархические тенденции несомненно существуют, однако современные исследования показывают, что при определенных условиях представительство интересов рядовых членов сохраняется, в частности тогда, когда существуют сильные первичные ячейки на низовом уровне, возглавляемые цеховыми старостами. (3) Способность профсоюзов отстаивать интересы своих членов иногда может возрастать. Вместе с тем исследования показывают, что обычно профсоюзы слабее работодателей (в особенности в крупных корпорациях), при этом масштаб такого дисбаланса власти меняется вместе с экономическими условиями. (4) В 1970-е гг. развернулась дискуссия об отношениях между профсоюзами и политикой, в рамках которой для описания определенной политической стратегии в отношении профсоюзов использовалось понятие
«корпоратизм». (5) Марксисты обеспокоены влиянием профсоюзов на единство рабочего класса, поскольку основанная на профессиональной принадлежности политика тред-юнионизма, некогда распространенная в Британии и Америке и все еще обладающая некоторой силой, разделяет рабочий класс на отдельные сегменты, что препятствует единым действиям или единому сознанию. (6) Членство в профсоюзах иногда использовалось исследователями в качестве показателя пролетаризации. Как таковое членство в профсоюзах не имеет отношения к классовому сознанию или пролетарским социальным образам (см.: Классовой структуры образы), поскольку причины вступления людей в профсоюзы могут быть различными: идеологическая приверженность рабочему движению, прагматическая оценка выгод, которые может принести членство в профсоюзе, или принуждение, как в случае с предприятиями, принимающими на работу только членов профсоюзов (в настоящее время это является незаконным в Британии), что заставляет людей вступать в профсоюз против их воли. Однако некоторые социологи утверждали, что развитие профсоюзного движения среди «белых воротничков» в Британии в 1960-1970-е гг. отражало их пролетаризацию. На протяжении последних двадцати лет членство в профсоюзах становилось все менее распространенным явлением в странах с развитой экономикой. Ослабело и влияние профсоюзов на работодателей и политиков. Эти тенденции были особенно заметны в Британии и США. Социологи в настоящее время уделяют тред-юнионизму гораздо меньше внимания.
проблема объяснения социального изменения была основной для социологии XIX в. Такой интерес к ней был следствием (1) осознания радикальных социальных последствий индустриализации для европейских обществ и (2) понимания существования фундаментального разрыва между европейскими индустриальными обществами и так называемыми «примитивными обществами». Таким образом, теории социального изменения сосредоточивались на природе капиталистического или индустриального развития и видимом отсутствии социального развития в обществах,
ставших частью европейских колониальных империй. Для этих теорий был характерен интерес к долговременному и крупномасштабному развитию (макроразвитию). Социологические теории изменения, в особенности XIX в., могут быть разделены на теории социальной эволюции и теории революции. Согласно первым, социальное изменение включает в себя основные стадии развития, такие, как «военное» или «индустриальное общество», посредством которых общество прогрессирует от простых, сельских, аграрных форм к более сложным, дифференцированным, индустриально-городским формам. Такого рода эволюции теория развивалась О. Контом, Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом. Анализ социального изменения в рамках функционализма в некоторой степени остается зависимым от теории эволюции, поскольку изменение рассматривается как адаптация социальной системы к окружающей среде в процессе мыслительной дифференциации (mental differentiation) и увеличения структурной сложности. Теории революционного социального изменения, особенно основанные на Идеях К. Маркса, подчеркивают значение классового конфликта, политической борьбы и империализма как основных механизмов фундаментальных структурных изменений. Это различие между эволюционными и революционными теориями является фундаментальным аналитическим различием, вместе с тем теории социального изменения могут классифицировать и дальше на основании (1) уровня анализа («макро» или «микро»); (2) местоположения факторов, вызывающих изменение (внутренние или внешние по отношению к обществу, институту или социальной группе); (3) причины социального изменения (демографическое давление, классовый конфликт, изменения в способе производства, технологическая ин новация или развитие новых систем убеждений); (4) движущих сил (агентов) изменения (инновационные интеллектуальные элиты, девианты, рабочий класс); (5) характера социального изменения (постепенное распространение новых ценностей и институтов или полное разрушение социальной системы). Несмотря на то, что вопрос о долговременном структурном изменении все еще присутствует в современной социальной науке, считается, что общая теория изменения неизбежно является слишком неопределенной для того, чтобы способствовать объяснению исторического изменения. Социология ХХ в. тяготела в основном к среднего уровня теории, объясняющей развитие определенных институтов, социальных групп, культурных единиц или убеждений, а не трансформацию обществ в целом. Однако к концу столетия теории изменения на макроуровне или социетального изменения стали более популярными. К их числу относятся концепции постфордизма и постмодерна, пытавшиеся объяснить то что воспринималось как фундаментальные и
систематические социальные изменения.