это ситуация, характеризующаяся разбалансированностью системы «задача – личные возможности и (или) мотивы – условия среды», вызывающей психическую напряженность у человека. В отечественной науке понятие введено Б. Я. Швединым. С. т. характеризуется наличием сложной обстановки, активностью мотивов личности, нарушением соответствия между требованиями среды (в т. ч. и социальной деятельности) и возможностями человека. Степень рассогласования определяет уровень С. т. Общие признаки С. т.: наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-л. целей, мотивов; состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта; заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности». Исходя из системы отношений человека выделяют С. т. деятельности, бытийные С. т., внутриличностные и социального взаимодействия. В трудной ситуации деятельности человеку противостоят условия деятельности. В трудной бытийной ситуации человеку противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия личности противостоят др. человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе. Указанные типы С. т. редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы переплетаются друг с другом. Так, С. т. в совместной деятельности может повлечь С. т. в отношениях с руководителем, что в свою очередь может вызвать внутриличностный конфликт. С другой стороны, жизненные кризисы могут быть причиной возникновения С. т. в деятельности и взаимодействии с окружающими. В зависимости от того, как воспринимается угроза реализации мотивов, поставленных целей, С. т. могут иметь три уровня: 1) трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, проблемные ситуации социального взаимодействия, внутриличностные затруднения); 2) трудность как непосредственная, уже готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия и внутриличностные конфликты); 3) трудность как уже реализующаяся угроза (экстремальные, боевые, катастрофические ситуации).
Понятие трудныхситуаций деятельности
Замечание 1
Труднаяситуация деятельности – это лишь один... из видов трудныхситуаций, носящий специфический характер.... Разновидности труднойситуации деятельности
Основные исследования в сфере оценки труднойситуации деятельности... Среди трудныхситуаций деятельности выделяют следующие категории:
Проблемная ситуация деятельности.... Чрезвычайные ситуации как вид трудныхситуаций.
В статье анализируется и раскрывается понятие трудной ситуации. Также выделяется западными учеными множество квалификаций трудных ситуаций и на этой основе делаются выводы о предотвращении конфликтов.
Понятие трудных бытийных ситуаций
Определение 1
Трудныеситуации бытийного плана - это сложные... бытовые ситуации, в которых человеку трудно выбрать определённую модель поведения.... Трудные бытийные ситуации.... Способы реагирования человека на трудныеситуации в быту
Бытийные ситуации характеризуются возникновением... То есть при возникновении трудных бытийных ситуаций человеку противостоит среда.
Цель: провести анализ особенностей семьи заключенного как семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; выявить стратегии семьи в отношении заключенных и основания выявленных стратегий. Метод проведения исследования: качественное исследование методом полуструктурированного интервью. Результаты: выделены семейные стратегии в отношении заключенных: стратегия стабильной связи и стратегия дистанцирования; выделены основания данных стратегий; представлена интерпретация трудностей, с которыми сталкивается семья заключенного в осуществлении стратегии стабильной связи: социальные, психологические и экономические; показана роль данных стратегий в структуре ресоциализации заключенных. Область применения результатов: разработка социальнокоррекционных программ с семьей заключенного, практическая деятельность социальных работников, работников пенитенциарной системы и органов внутренних дел.
межгрупповая дифференциация в форме противопоставления своей группы и внешней по отношению к ней группы (или групп). «М. и о.» является феноменом психологии межгрупповых отношений и тождественно понятию «свои-чужие». Дифференциация «М. и о.» проявляется в том, что людям свойственно приписывать позитивные события своей группе, а негативные – чужой. Кроме того, позитивному поведению членов своей группы и негативному поведению членов чужой группы приписывались внутренние причины, а негативному поведению «своих» и позитивному поведению «чужих» – внешние причины. На уровне психологии взаимоотношений, установки на «М. и о.» способствуют не сближению, а дальнейшему межгрупповому эмоциональному отчуждению. Экспериментально доказано, что существуют различия в приписывании причин поведения «своим» и «чужим». Относительно причин такой асимметрии есть два подхода: мотивационный и когнитивный. Согласно первой модели в основе дифференциации «М. и о.» лежит мотив защиты своей группы. Мотивационная модель механизмов, лежащих в основе деления «М. и о.», предсказывает использование внутренних и стабильных причин для объяснения позитивного поведения «своих» и негативного поведения «чужих», вне зависимости от ожиданий, основанных на стереотипах. Сторонники когнитивистской модели утверждают, что существует тенденция приписывать поведению, которое согласуется со стереотипами, внутренние и/или стабильные причины, а поведению, которое не согласуется со стереотипами, – внешние и/или нестабильные причины, вне зависимости от того, позитивно это поведение или негативно и кому оно свойственно – «своему» или «чужому». Выделены следующие ситуации, в которых индивиды мотивированы к активизации дифференциации «М. и о.»: 1) когда они испытывают страх за свою социальную идентичность; 2) когда они принадлежат к группе, имеющей несправедливо низкий статус; 3) когда межгрупповые отношения конкурентны; 4) когда отсутствуют надгрупповые категории, включающие представителей и своей, и чужой групп.
1) состояние общества, характеризуемое отсутствием власти, законов, обязательных норм поведения; 2) диффузия власти, ее рассредоточенность между множеством независимых центров. Конфликтоген.
научный принцип, который требует максимально полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет. Контент-анализ списков литературы более 300 диссертаций показал, что авторы используют только 9,8 % публикаций, имевшихся по проблеме конфликта в своей науке. За последние 10 лет «индекс преемственности» конфликтологических исследований не увеличивается. Это приводит к дублированиям тем исследований, замедляет темпы развития науки (А. Я. Анцупов, С. Л. Прошанов, 2004). Важной стороной П. п. является необходимость знания российскими конфликтологами истории в первую очередь отечественной, а уж затем зарубежной конфликтологии. Нация, лишенная самобытности, не м. б. великой. Точно так же не м. б. не только великой, но даже самостоятельной наука, не знающая своей отечественной истории, заимствующая исходные принципы, основные теоретические концепции главным образом из работ западных конфликтологов. Копия всегда беднее оригинала. Западные теории конфликтов представляют для нас несомненную ценность. Однако не стоит рассчитывать на решение проблемы российских конфликтов на основе западных подходов. Характер социального взаимодействия у нас веками отличался от западного. Только в ХХ в. по масштабам разрушительных последствий конфликтов Россия в десяток раз превосходит среднее западное государство. Наши конфликты – др. по сравнению с западными. Для их объяснения нужны отечественные, а не западные теории. Кроме того, отечественный опыт практического регулирования реальных конфликтов насчитывает почти два тысячелетия. Он гораздо богаче аналогичного опыта любой европейской страны. Американский опыт последних двухсот лет успешнее нашего, но в десятки раз беднее его. Поэтому только на основе отечественных исследований можно дать работающие рекомендации по регулированию российских социальных конфликтов. Главным источником отечественных теорий конфликтов является опыт развития и регулирования последних в процессе всей истории существования России. На практике же российские конфликтологи высшей квалификации используют лишь одну десятую часть того, что сделано их предшественниками в той науке, которую они представляют. За последние 7 лет опубликовано не менее 40 книг, посвященных проблемам конфликта и конфликтологии. В большинстве из них история конфликтологии отождествляется с историей западной конфликтологии. Лишь в единичных работах делается попытка коснуться отдельных аспектов истории отечественных исследований проблемы конфликтов. При этом работы западных ученых мало кто читал, поскольку у нас они мало издаются. К публикациям отечественных авторов уже сложилось традиционное для гуманитариев отношение как к второсортным по сравнению с западной наукой. Следовательно, состояние преемственности конфликтологических исследований в России пока неудовлетворительно. Это вызывает необходимость придания преемственности статуса самостоятельного принципа отечественной конфликтологии.
Оставляя свои контактные данные и нажимая «Попробовать в Telegram», я соглашаюсь пройти процедуру
регистрации на Платформе, принимаю условия
Пользовательского соглашения
и
Политики конфиденциальности
в целях заключения соглашения.
Пишешь реферат?
Попробуй нейросеть, напиши уникальный реферат с реальными источниками за 5 минут