Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Производственные отношения

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

ключевое понятие марксистской социальной теории. Традиционная точка зрения заключается в том, что экономика, которая для марксистов является основным определяющим фактором социальных явлений, состоит из производительных сил и производственных отношений. Последние всегда с трудом поддавались определению. Согласно наиболее распространенному взгляду, при любом способе производства производственные отношения — это отношения между теми, в чьей собственности находятся средства производства, и теми, кто их лишен. Трудность, возникающая при таком определении, состоит в том, что собственность, как представляется, является правовой категорией, а, поскольку право, как утверждается, детерминируется экономикой, включающей производственные отношения, определять эти отношения с точки зрения права нельзя. Попытки решить эту проблему связаны с поиском неправовых определений производственных отношений. В сущности, эти попытки сопряжены с рассмотрением производственных отношений с точки зрения контроля над продуктом производства и способности его присваивать. Так, в капиталистических обществах производственные отношения — это отношения между капиталистом и рабочим, при которых первый контролирует средства производства и может распоряжаться товарами и услугами, производимыми последним. Конечно, капиталист может вести себя так отчасти потому, что юридически владеет средствами производства. Однако идея такой юридической силы не является составной частью дефиниции производственных отношений, которые теоретически могут функционировать и без такой правовой санкции. Как бы ни определялись производственные отношения, они рассматриваются как имеющие фундаментальное значение как с точки зрения устройства общества, так и в отношении производительных сил, по-разному организованных в различных обществах. Понятие производственных отношений обычно не означает отношений между отдельными капиталистами и рабочими, являясь обобщенным и применяемым в отношении социальных классов. Таким образом, именно производственные отношения определяют природу двух классов — капиталистов и рабочих. Более того, вследствие антагонистичности производственных отношений (это связано с тем, что у рабочего отнимается продукт его труда) антагонистичными являются и отношения между классами.

Научные статьи на тему «Производственные отношения»

Стоимость и показатели производственных фондов

Коэффициент можно рассчитать отношением суммы начисленной амортизации производственных фондов к их первоначальной...
Этот показатель можно рассчитать отношением стоимости введенных в действие на протяжении года фондов...
Коэффициент поступления (ввод) рассчитывается путем отношения стоимости вновь поступивших производственных...
отчетного периода: $К_{лик}=ОФ_{лик}/ОФ_{нг}$ Отношение стоимости выбывающих по причине ветхости или...
Она вычисляется путем определения отношения средней стоимости основных фондов к объему выпущенных изделий

Статья от экспертов

Собственность в системе производственных отношений

Научный журнал

Анализ производственных фондов

вычисления отношения стоимости вновь поступивших за отчетный период производственных фондов (ОФвв) к...
Он рассчитывается отношением стоимости выбывших за рассматриваемый период производственных фондов к их...
Он вычисляется отношением стоимости прироста производственных фондов к их стоимости на начало рассматриваемого...
Показатель износа (Кизн) рассчитывают отношением суммы износа к первоначальной стоимости по формуле:...
$Кизн = И / ОФперв$ Коэффициент годности (Кгодн) можно определить отношением остаточной стоимости фондов

Статья от экспертов

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье рассматриваются методологические аспекты развития внутрихозяйственных связей в сельскохозяйственных предприятиях, проблемы формирования производственных взаимоотношений в условиях рыночной экономики. Даны практические рекомендации по организации производственных отношений в условиях самоокупаемости и самофинансирования структурных подразделений сельскохозяйственных предприятий.The article deals with methodological aspects of development of internal relations in the agricultural enterprises, problems of formation of industrial relations in market economy conditions. Practical recommendations on the organization of production relations in terms of self-sufficiency and self-financing of structural units of agricultural enterprises.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Понятие «Идеальный тип»

термин, введённый М. Вебером для обозначения теоретически сконструированной социальной реальности, которая выражает общие ценностные установки своего времени и является рационально правильной. И.Т. – это не то, что есть в действительности, а своеобразный «эталон» вообра жаемого явления или действия, как если бы оно имело место в идеальных усло виях для своего времени. Вебер и его последователи использовали И.Т. как своеобразный метод познания общества: с помощью этой теоретической конст рукции можно судить о степени расхождения идеала и реальности.

🌟 Рекомендуем тебе

Адресант

тот, к кому обращается говорящий. Является одним из важнейших компонентов (ситуативных переменных) коммуникативной ситуации.

🌟 Рекомендуем тебе

Рынка труда сегментация

экономисты институционального направления полагают, что национальные рынки труда состоят из взаимосвязанных, но не конкурирующих между собой субрынков. Различные виды работы образуют сегменты, внутренне вполне однородные с точки зрения уровня квалификации, ответственности, автономии, интереса к работе, гарантированности, перспектив продвижения по службе и оплаты. Несмотря на то, что в пределах одного сегмента рынка труда потенциальные работники могут конкурировать друг с другом за получение работы, конкуренция между различными сегментами или между индивидами, перемещающимися от одного сегмента к другому, является незначительной. Эта модель заметно отличается от положений неоклассической экономической науки о конкурирующих рынках труда и целостной сфере распределения работ и работников. Экономисты институционального направления и социологи исходят из одних и тех же положений. Сегментация может рассматриваться как форма социального закрытия, допускающая к тем или иным видам работ лишь определенные категории людей. Согласно классическому определению данного термина, закрытие — это процесс, посредством которого одна группа не допускает другие к преимуществам, которыми она пользуется. Однако в случае с сегментацией рынка труда закрытие поддерживается как работодателями, так и теми работниками, которые находятся в явно выгодном положении. Сегментация иногда объясняется технологическими факторами, однако большинство исследователей в качестве решающего фактора сегментации считают в настоящее время характер социальных отношений, возникающих в процессе производства. Кроме того, сегментация связана с распространенными социальными нормами, определяющими, какие формы исключения могут быть допустимыми (например, нормами, согласно которым определенные виды работ являются «женскими»). На раннем этапе исследовательской работы в этой области использовалась дуалистическая модель первичного и вторичного сегментов рынка труда. Несмотря на то, что общепризнанным в настоящее время является существование не двух, а большего числа сегментов, деление на первичный и вторичный рынки труда по-прежнему имеет важное значение и может быть обнаружено в целом ряде экономических систем. Первичные рынки состоят из рабочих мест, отличающихся высокой зарплатой, возможностью карьеры (хотя и с низким «потолком» для работников физического труда), возможностью приобретения квалификации, стабильной и гарантированной занятостью. В качестве типичных для первичной сферы занятости часто называют внутренние рынки труда, когда фирмы привлекают к работе людей со стороны (с внешнего рынка труда) на довольно низкие позиции, а затем заполняют вакансии более высокого уровня посредством продвижения по службе уже имеющихся в их распоряжении служащих. Рабочие места вторичного рынка труда отличаются низкими зарплатами, незначительными возможностями для продвижения по службе или приобретения квалификации, а также нестабильной, негарантированной занятостью. В определенной степени деление рынков труда на первичный и вторичный соответствует делениям, существующим в двойной экономи ке: «центральные» фирмы обычно предлагают первичные виды работы, а периферийные — вторичные. Это совпадение не является полным, поскольку «центральные» фирмы могут предлагать и вторичные рабочие места. В Японии и Соединенных Штатах, где существует высокоразвитый двойной рынок труда, определенные группы работников обычно получают рабочие места на каком-либо одном рынке: для этнических меньшинств и женщин выше вероятность быть отобранными для выполнения вторичных видов работы, для белых мужчин, принадлежащих к этническому большинству, выше вероятность получения работы на первичном рынке труда. В настоящее время принято различать верхний и нижний сегменты первичного рынка труда в США. Нижний охватывает работников физического труда, а также умственного труда низшего уровня, то есть тех, кто не обладает квалификацией, позволяющей менять место работы, и, вследствие этого, зависит от своих работодателей. Верхний сегмент охватывает менеджеров, профессионалов и некоторых специалистов (craftsmen), обладающих универсальной квалификацией, то есть тех, кто не связан с каким-то одним работодателем и способен менять работу в поисках лучших условий кон тракта. П. Дерингер и М. Пиоре (Doeringer and Piore, 1971) видят основу такой двойственности главным образом в технологических факторах: они полагают, что развитая технология требует специфической для конкретной фирмы квалификации и стабильной рабочей силы, что, в свою очередь, заставляет фирмы предлагать обучение и удерживать работников с помощью высокой оплаты, возможности карьеры и других выгод. Поскольку технологические требования не являются одинаковыми для всех типов работ в пределах одной фирмы, компании часто имеют дело как с первичными, так и с вторичными рынками. Женщины и представители различных меньшинств стереотипно воспринимаются как недостаточно надежные и недостаточно стабильные работники, вследствие чего они могут подвергаться дискриминации и лишаться доступа к лучшим рабочим местам. Частота изменений места работы и прогулов в этих группах в среднем выше, чем в других, что подкрепляет стереотипы работодателей. Однако может быть и так, что очевидно недостаточная привязанность к работе является следствием не личных особенностей тех или иных служащих, а предложения худших работ на вторичном рынке труда. Кроме того, включенность женщин в состав рабочей силы в настоящее время меняется — теперь женщины работают в течение более длительного периода своей жизни и, когда выходят на работу, меняют ее место, пожалуй, ничуть не чаще, чем мужчины. Когда фирмы несут дополнительные расходы по созданию привилегированной страты, возникает необходимость в олигополистических рынках продукции. М. Райх, Д. Гордон и Р. Эдвардс (Reich et al., 1973) исследовали сегментацию как менеджерскую стратегию, следующую принципу «разделяй и властвуй». Поскольку продуктами «монополистического» капитализма в ХХ в. были крупные предприятия, стандартизированные методы производства и деквалификация носителей ремесленного мастерства, рабочий класс становился все более однородным и потенциально более способным к коллективной организации, направленной против капитала. В ответ на это менеджмент создал искусственные деления и откупился от крупного сегмента рабочего класса с целью предотвращения организованной классовой борьбы. Следует отметить, что ни одно из исследований сег ментации рынка труда не уделяет достаточного внимания организациям работников. Между тем опыт американского и некоторых других обществ свидетельствует о том, что профессиональные союзы и ассоциации содействуют развитию и поддержанию сегментации, обеспечивая ведение компаниями такой кадровой политики, которая выгодна их членам, и защищая своих членов от конкуренции с теми, кто поступает на внутренний рынок труда с внешнего. Социологи касаются сегментации рынка труда при анализе внутренней стратификации рабочего класса, позиции женщин и этнических меньшинств в сфере занятости, а также трудовых и индустриальных отношений. Рыночная сегментация является универсальной. Однако наличие некоторых черт первичных рынков, описываемых американскими экономистами, а именно внутренних рынков труда, возможностей карьеры и приобретения квалификации, может быть менее очевидным за пределами США и Японии. В случае с США неясно также, пережили ли эти черты длительный процесс структурных преобразований, ини циированный крупными корпорациями в конце 1980-х гг. Работа в первичном секторе стала гораздо менее гарантированной после того, как ряд компаний принял решение об уменьшении своих размеров, то есть существенном сокращении числа служащих. Представляется, что в настоящее время существует меньше возможностей для продвижения по службе, поскольку сократилось и число уровней в организациях. Незатронутыми остались, впрочем, возможности приобретения квалификации. Следует отметить, что модели сегментации отличаются от трудового процесса подхода, настаивающего на факте однородности труда.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot